Когда говорят о ворсовых коврах, сразу вспоминают необычайно богатую узорочьем бархатистую поверхность. Ворсовые ковры — самые ценные из всех видов ковров ручной работы. И неудивительно. Они отличаются особенно плотной несминаемой тканью, долговечностью, удивительной красотой.
Узорная лицевая поверхность ворсового ковра образуется из мелких узелков цветной шерстяной пряжи. В процессе ткачества разноцветные узелки завязываются горизонтальными рядами по всей ширине ковра и ровно подстригаются, благодаря чему и образуется на лицевой стороне сплошная бархатистая поверхность. Чем больше узелков в ковре, тем тоньше и изящнее узор.
Прекрасными рисунками и качеством выделки славятся ковры персидских мастеров. Но не меньшей славой пользуются и наши отечественные ковры ручной работы — туркменские, азербайджанские, армянские, дагестанские. У этих народов искусство ворсового ковроткачества развивалось на протяжении многих столетий.
В седьмом номере нашего журнала за прошлый год мы рассказали, как самим ткать безворсовые ковры. Поскольку в технологии обоих видов ковров много общего, мы решили обратить ваше внимание лишь на особенности изготовления ворсового ковра, не повторяя конструкцию станка, его заправку основой, ремизом и плетенками, описание некоторых инструментов. Следовательно, прежде чем изучать эту статью, вам обязательно придется заглянуть в седьмой номер за прошлый год, иначе многое останется непонятным. Если этот номер у 'вас не сохранился, возьмите в библиотеке.
Но, кроме станка и инструментов, описанных в статье о безворсовых коврах, необходимы будут и дополнительные инструменты: нож-крючок, оправной гребень и ножницы. Нож-крючок (рис. 1) предназначается для завязывания ворсовых узлов и отрезания нитей после завязки узла. Этот инструмент изготавливается из металлической пластины толщиной 1,5—2 мм, имеет головку, загнутую в виде крючка, с одной стороны остро затачивается. Ручка ножа-крючка должна иметь деревянные или пластиковые обкладки. Гребень (рис. 2) необходим для выравнивания и расчесывания кончиков ворсовых узлов перед стрижкой. Его можно вырезать из крепкого сухого дерева или листового железа. Деревянная рукоятка гребня должна полностью захватываться рукой, так удобнее будет работать. Ножницы применяются для стрижки ворсовой поверхности, они должны быть длинными и остро отточенными.
Ткань ворсового ковра в отличие от безворсового образуется переплетением нитей основы с двумя утками. Один уток служит для создания так называемого каркаса ковровой ткани и переплетается с нитями основы полотняным переплетением. Второй служит для образования узора и называется узорообразующим, или узловым. Нити каркасного хлопчатобумажного утка применяются одного цвета, а шерстяные нити узорообразующего окрашиваются в различные цвета. Разноцветные узелки из узорообразующей пряжи завязываются между каркасными утками горизонтальными рядами на каждых двух нитях основы, и, как следствие этого, по вертикали ковра узлы тоже* располагаются рядами (рис. 3).
Плотность ковровой ткани определяется количеством узлов на квадратную единицу изделия — 1 дм2. Количество узлов по основе просчитывают по количеству пар нитей, а по утку — по количеству ворсовых рядов. Чем больше узлов в 1 дм2, тем выше плотность-ковра. Значит, плотность зависит от толщины применяемых нитей. Чем тоньше пряжа, тем выше плотность ковра и гуще заполнение его лицевой стороны ворсинками.
Прежде чем начать заправку станка основой, подготовьте технический рисунок. Каждая клетка его, закрашенная тем или иным цветом, будет условно соответствовать одному узлу в ткани ковра (рис. 4).
Заправив станок основой и ремизом, выполнив уравнительную плетенку, можно приступить к ткачеству хлопчатобумажными нитями концевой части ковра. Она придаст прочность ковру, облегчит закрепление первых рядов узлов на нитях основы и их ровную стрижку. Закончив ткачество концевой части, с боковых сторон ковра оставьте не менее двух пар нитей основы для закраек. Закрайки закрепите нитью, аналогичной по цвету фону ковра.
Теперь нужно научиться вязать ковровые узлы (рис. 5).
Делительную палочку поднимите как можно выше, при этом четные и нечетные нити основы сблизятся в том месте, где вы будете вязать узлы, то есть у первой концевой части ковра. Теперь большим и указательным пальцами левой руки возьмите конец узловой пряжи (ее можно смотать в небольшой моточек-куфточку). В правую руку возьмите ножчкрючок и его головкой оттяните к себе из пары нитей основы четную (правую), оставив нечетную нить позади. Четную нить обвейте узловой пряжей слева направо чуть выше крючка и наложите ее конец на нечетную нить, образуя перемычку. Высвобожденный нож-крючок введите между охваченными перемычкой нитями основы, захватите конец пряжи и выведите ее под перемычкой на лицевую сторону ковра. Опустите концы пряжи образовавшегося узла по нитям основы к концевой части ковра. Затянув узел, отрежьте лезвием ножа-крючка длинный конец узловой пряжи.
Выполнив таким образом ряд узлов по всей ширине ковра, опустите на прежнее место делительную палочку. Проложите каркасный уток справа налево. Не очень сильно затягивайте его на нитях основы, чтобы ковер был достаточно эластичным. Выполните закрайки и прибейте вторую прокладку утка колотушкой. Ворсовые концы узлов причешите гребнем и ровно подстригите их концы ножницами (рис. 6).
Затем завязывайте следующий ряд узлов. Последующие ряды узлов стригите так, чтобы высота ворса каждого ряда соответствовала высоте предыдущего ряда узлов. Тогда поверхность готового ковра будет ровной и бархатистой, а рисунок — ясно читаемым.
Начинать ткать рисунок лучше от середины, постепенно приближаясь к боковинам. При этом сначала вывязывайте узлы на тех парах нитей основы, которые при подсчете клеток технического рисунка будут совпадать с контурами. Контур, который характерен вообще для ворсовых ковров, — это тонкая цветная обводка крупных или мелких узорных форм, отделяющая цветные участки узора от фона и выявляющая конфигурацию одного орнаментального мотива, включенного в другой. После расстановки контуров вывязывайте узлы цветных участков узоров, внутри контуров.
Готовый ворсовый ковер срезается со станка так же, как и безворсовый.
Автор: Н. Канунникова
По материалам журнала Юный
Техник
|