«Не сучок, не листок, а
на дереве растет». Оказавшись в лесу,
припомните эту старинную загадку и
внимательно приглядитесь к
сухостойным и валежным лиственным
деревьям, особенно к березам.
Отгадка придет сама собой —
почти на каждом стволе засохших
берез в любое время года можно увидеть
грибы трутовики. Точнее, не сами
грибы, а их плодовые тела, имеющие
копытообразную форму. Сверху они чаще
всего пепельно-серые или белесоватые,
а снизу светло-желтые с
мельчайшими порами.
Плодовое тело трутовика
многолетнее, то есть оно растет несколько
лет, каждый год увеличиваясь в
размерах на одну ступеньку.
Поэтому копытообразная форма его
имеет своеобразную ступенчатость.
Верхушка дает представление о том,
каким гриб был в первый год
своего роста, следующая ступенька
— во второй и так далее. Сколько
ступенек, столько лет трутовику.
В лесу иногда можно встретить
трутовики-гиганты, имеющие
полуметровую ширину при толщине в
четверть метра. Грибница трутовика
проникает глубоко в древесину и
постепенно разрушает ее. Если на
дереве появился трутовик, это
сигнал, что дерево гнилое.
|
Трутовик
на березе и его разрез:
а — замшевидная ткань
б — поры |
Сейчас мало кто знает,
что этот, казалось бы, никчемный нарост
на стволах деревьев имел в старину
самое разнообразное применение.
Его заготовляли впрок наряду с
другими дарами леса. С помощью трутовика,
например, в старину добывали
огонь. Его замшевую ткань
разрезали на небольшие кусочки и
варили с селитрой или с
древесной золой. После сушки
кусочки трутовика размягчали
ударами молотка и получали трут —
вещество, похожее на вату, только
коричневого цвета. С помощью
стального огнива высекали из
кремня искру с таким расчетом,
чтобы она упала на трут, который
начинал тлеть.
В народной медицине трут применяли
как хорошее кровоостанавливающее
средство. В таежных районах из
легкой и упругой замшевидной
ткани трутовика вырезали мячи для
игры. На трубчатом нижнем слое
высушенного трутовика резчики
по дереву правили ножи и стамески.
Этот способ наводки ножа неплохо
знать и теперь, особенно если это
необходимо сделать в лесу, где не всегда
бывает под рукой шлифовальный
брусок. Вместо шлифовального
бруска трутовик можно
использовать и в мастерской,
пропитав предварительно его
споры масляной или гуашевой
краской (окисью хрома) или натерев
пастой ГОИ.
Приглядывались к трутовику и
крестьянские художники, сумевшие
найти различные способы
применения его в своем ремесле.
Например, ложкари Нижегородской
губернии наносили на деревянную
посуду узоры в виде
всевозможных звездочек, кружков и
ромбиков с помощью печаток,
вырезанных из гриба трутовика.
Насыщенной красителем печаткой
можно было делать совершенно
одинаковые оттиски.
Современный фломастер
действует по тому же принципу:
его стержень также пропитывается
красителем. Несмотря на то что в
продаже есть в изобилии
фабричные фломастеры, во многих
странах некоторые художники
предпочитают пользоваться
самодельными, стержень которых
вырезают из гриба трутовика. В
самодельном фломастере художник
по собственному усмотрению меняет
форму и размеры пишущего стержня. К
тому же испорченный стержень
всегда можно заменить новым,
благо материал для него найти не
так уж сложно. Но, конечно же, художников
в самодельном фломастере больше
всего привлекает своеобразная
красота и сочность получаемых
на бумаге линий. Но если
рисовальщики изготовляют из ткани
трутовика струменты, необходимые
для работы, то художники-прикладники
подметили ее неповторимые
декоративные достоинства.
Разрезанная на тонкие пластинки и
специально обработанная ткань
гриба трутовика по фактуре, цвету и
пластичности напоминает настоящую
замшу. Из трутовиков, которые
растут на березах и буках, можно
получить довольно крупные куски
растительной замши. Разумеется, по
прочности растительная замша не
может сравниться с настоящей, но
этот недостаток в какой-то мере
можно устранить, если снизу
подклеить тонкую прочную ткань.
По красоте же растительная
замша превосходит натуральную. Она имеет
очень выразительную текстуру с
характерными переливами, приятную
естественную окраску от золотисто-желтого до
темно-коричневого с зеленоватыми,
красноватыми и охристыми
оттенками.
Лесной замшей с успехом можно
декорировать всевозможные
коробочки для мелочей, шкатулки,
футляры для очков, записные
книжки и множество других подобных
предметов. Из нее изготавливают закладки
для книг, подвески, кулоны, бусы и
другие украшения, применяя самые
разнообразные технические приемы: тиснение,
инкрустацию, аппликацию.
|
Различные
поделки из гриба трутовика |
Заготавливать
следует только не поврежденные
насекомыми трутовики. Обычно на
поврежденных трутовиках видны
мелкие дырочки, из которых
сыплется древесная труха.
Заготовленные трутовики очистите
от покрывающей их твердой корки.
Корку срезают ножом. Если же она
окажется слишком твердой,
трутовики следует вымочить в
холодной воде примерно в
течение десяти часов.
Разрежьте один из очищенных
трутовиков пополам и внимательно
рассмотрите срез. Вы сразу же
обратите внимание на то, что
основная часть замшевидной ткани
находится на верхушке трутовика, к
тому же она более рыхлая. Ниже по
периметру лежат молодые, тонкие и
плотные слои.
Большим остро отточенным ножом
вначале разрежьте на тонкие
пластинки вершинную часть, а затем срежьте
слои замши вдоль периметра.
|
Обработка
гриба трутовика:
а — очистка
б — нарезание пластин из
замшевидной ткани
в — размягчение киянкой
г — теребление и растягивание |
Оставшаяся часть
трутовика представляет собой трубчатые
поры. Попробуйте срезать поры
под углом, и вы увидите очень
красивую и своеобразную текстуру,
напоминающую ткань. Эту часть
трутовика тоже следует нарезать на
тонкие пластинки. Они пригодятся для
оригинальной декоративной резьбы.
Но в отличие от замшевых пластинок
их нужно сушить под прессом, чтобы
они не покоробились при высыхании.
Этими пластинками оклеивают,
облицовывают различные предметы,
например шкатулки и коробочки.
Затем на облицованную поверхность
наклеивают элементы узора, заранее
вырезанные из таких же пластинок,
но имеющих несколько иной оттенок,
чем фон.
|
Различные
варианты использования
трутовика |
Для подобной резьбы
применяют самые немудренные
инструменты — нож или скальпель.
Режется необычный материал
очень легко, при этом на срезах
появляется изящный сетчатый
рисунок.
Чтобы срезы получались чистыми и
четкими, инструменты необходимо
постоянно править.
Теперь вернемся к пластинкам из
замшевидной части трутовика. Их
необходимо предварительно
обработать.
Положите одну из них на толстую
доску или торец устойчивого
кряжа и разомните не очень
сильными, но равномерными и
частыми ударами киянки (деревянного
молотка) или колотушки. Затем каждый
участок заготовки последовательно
разомните пальцами, сгибая и
разгибая ее до тех пор, пока
кусочек растительной замши не
станет таким же эластичным, как
натуральная.
Предположим, вы задумали декорировать
тисненым рельефом крышку
коробочки. Как обычно, в этих
случаях нужно выполнить на
листе бумаги эскиз в натуральную
величину. Готовый эскиз наклейте
на толстый картон. Затем вырежьте
из этого картона ножом-резаком по
контурам эскиза все части, которые
в готовом изделии должны выступать
над фоном. В дальнейшем эти
вырезанные из картона детали мы
будем называть подкладками.
Подкладки наклейте в том порядке, в
котором они были расположены на
эскизе, на крышку коробочки. После
высыхания клея ребра подкладок
можно скруглить, подрезав
скальпелем или ножом-резаком,
сделать более плавные переходы
к фону.
Теперь можно приступать к окончательной
обработке приготовленного куска
замши. Отбитую молотком и размятую замшу
опустите на несколько секунд в
холодную воду. Вынув из воды,
положите снова на толстую доску
или торец кряжа и отбейте еще
раз равномерно все участки.
Теперь начинайте осторожно
растягивать замшу пальцами,
начиная с краев и постепенно
приближаясь к центру. Растягивать
нужно не до предела, а лишь
слегка. Вы как бы проверяете, будет
ли замша достаточно эластичной
в процессе тиснения. При таком
пробном растягивании кусок замши
несколько увеличивается в
размерах и становится чуть тоньше.
Смажьте фон и подкладки будущего
рельефа клеем, наложите сверху
замшу и разгладьте ее ладонью так,
чтобы она приклеилась к
выступающим участкам рельефа.
Затем пальцами осторожно опустите неприклеенные
участки замши до самых низких
точек рельефа, то есть до фона.
Понятно, что при этом замша
растягивается и повторяет формы
лежащих под ней подкладок. Таким
образом подкладка и фон постепенно
обклеиваются единым куском замши.
Там, где замша потеряла
эластичность, ее слегка смачивают
водой с помощью кисти.
После обработки пальцами рельеф
имеет пока довольно обобщенную
форму, лишенную четкости. Только
после обработки скульптурными
стеками рельеф становится четким и
приобретает законченный вид.
Высохший рельеф для усиления выразительности
иногда тонируют анилиновыми или
акварельными красками. При этом фон
делают более темным, он создает
иллюзию более глубокого рельефа, и
его рисунок четко выделяется
даже при отсутствии бокового
освещения.
|
Последовательность
выполнения тиснения:
1 — наклеивание на основу
подкладок из картона
2 — вытягивание рельефа |
Очень просты в
изготовлении замшевые бусы и
кулоны.
|
Кулоны
из замши |
|
Прием
изготовления замшевых бус |
Бусины получают
скручиванием в рулончики кусков
замши, имеющих форму вытянутых
равнобедренных треугольников. При этом
острый кончик треугольника
приклеивают к рулончику клеем. А
чтобы он не раскрутился до полного
высыхания клея, его обматывают
несколькими витками ниток. После
полного высыхания клея нитки
срезают, а бусины нанизывают на тонкую
бечевку или толстую нить.
|
Скручивание
замшевых полосок и разрезание
рулончика |
Чтобы изготовить
кулон, необходимо предварительно
склеить кусок темной замши со
светлой. Если темной замши не окажется,
то любую светлую окрасьте
анилиновой краской, разведенной
марганцовкой или железным
купоросом.
Склеенные куски замши нужно
высушить под прессом. После
извлечения из-под пресса одну из
сторон заготовки смажьте клеем,
осторожно скрутите заготовку в
рулончик и перевяжите ниткой. Как
только клей высохнет, аккуратно
разрежьте рулончик на равные
цилиндрики толщиной примерно
4—5 мм. При этом спиралевидные
рисунки на каждом цилиндрике будут
совершенно одинаковыми.
Склейте между собой несколько
таких цилиндриков, поместив между
ними петельки и усики из узких
полосок замши.
Можно усложнить композицию,
сочетая между собой скрученные
цилиндрики разного диаметра. В
завершение кулон нужно укрепить на
длинном узком ремешке.
Поскольку лесная замша
недостаточно прочна на растяжение,
тонкие длинные ремешки нужно будет
изготовить из обрезков
натуральной кожи от старой
обуви. У обрезка кожи скруглите все
углы. Затем, начиная от края к
центру, проведите спиральную линию,
следя затем, чтобы расстояние
между витками было постоянным.
|
Способ
раскроя куска кожи для
получения ремешка |
Понятно, сделать это
на глазок не так-то просто. Но
небольшое приспособление поможет
вам довольно легко справиться с этой
задачей. Изоляционной лентой
или нитками прикрепите к
шариковой ручке гвоздь, кончик
которого нужно предварительно
скруглить и отшлифовать. Это
необходимо для того, чтобы он
легко скользил по поверхности кожи.
От расстояния между кончиком
гвоздя и шариком авторучки будет
зависеть ширина будущего ремешка.
При проведении спирали нужно следить
за тем, чтобы кончик гвоздя
передвигался строго по линии,
проведенной ранее стержнем
авторучки. Вычертив спираль,
разрежьте заготовку ножницами как
можно точнее по проведенным линиям.
Так из небольшого кусочка кожи
можно получить ремешок длиной в
несколько метров. Например, из
куска кожи размером 100х60 мм
получается около двух метров
ремешка при ширине 3 мм.
Конечно, вышедший из-под ножниц
ремешок будет не прямым. Но
распрямить его не составляет труда.
Намочите ремешок в воде и
растяните между двумя гвоздями,
вбитыми в доску.
Можно поступить иначе: один
конец ремешка привязать к
гвоздю, вбитому где-нибудь высоко,
а к другому привязать тяжелый
груз. После полного высыхания
ремешок станет прямым. Его
сматывают в клубок и в таком
виде хранят, используя в случае
необходимости.
Автор: Г. Федотов
По материалам журнала Юный
Техник
|