Традиционное индонезийское искусство росписи тканей начало свою историю с острова Ява и опиралось прежде всего
на природные красители. Не грех и нам начать знакомство именно с них. И дефицит к этому подталкивает. Да и богатством оттенков природные красители не имеют себе равных. Они дают глубокие и мягкие тона, которые даже при большой плотности не смотрятся кричаще.
Получают красящий раствор, вываривая в воде корни, кору, листья и цветы. Свежие, не высушенные, дают цвет наиболее яркий, хоть и менее стойкий. Оттенки зависят от возраста растения,
состава почвы, на которой оно росло, а также времени сбора. Листья и цветы лучше собирать только что распустившиеся, кору — весной, а корни и корнеплоды — осенью.
Никакой экзотики, подобно растению куньит или дереву индигофера, мы вам не предлагаем. Обойдемся тем, чем богата наша природа.
Вываренная луковая шелуха даст гамму цветов от золотисто-желтого до красно-коричневого.
Скорлупа грецких орехов — коричневые тона.
Трава зверобоя — серый и серо-фиолетовый оттенки.
Кора дуба — от серо-зеленого до темно-коричневого.
Цветы одуванчика (в первой стадии цветения) — светло-желтые
тона. Активный и глубокий цвет от серо-голубого до фиолетового придадут ткани
ягоды черноплодной рябины. Красный —
клюквы. Вспомним росписи русского Севера. Основными красителями для них был сок
клюквы да печная сажа.
Если время года не позволяет использовать ягодные соки, всегда можно приготовить
сок моркови, сок или отвар свеклы. Они дадут
соответственно оранжевый и вишневый цвета.
Для интенсивности цвета перед окраской добавляют немного крахмала или столовую ложку клея ПВА на 0,5 литра сока.
Не забудьте и такие красители, как чай, обычный дает
красно-коричневые тона, зеленый — холодные серо-зеленые, кофе — коричневые, почти черные, но теплые. Ромашка —
светло-серо-зеленые... Ну и, конечно, можно получить самые разнообразные оттенки, смешивая красители.
Растворы лучше приготовить сильно насыщенными. Разбавить всегда нетрудно. Концентрат вываривается довольно долго, и, чтобы часть воды выпарилась, посуда крышкой не закрывается. Для улучшения светостойкости в готовый краситель добавляют столовый уксус (чайная ложка на 0,5 литра). А для прочности окраски ткань лучше обработать солями металлов (железа, меди, хрома, олова, алюминия). Они хорошо поглощаются текстилем и образуют прочные соединения с красителем. Но если таких солей
не найдется, то можно обойтись и обыкновенной поваренной солью.
Ткань для росписи должна быть обязательно из натуральных волокон, однотонная. Лучше — белая. Способов крашения много. Мы познакомимся с самым простым и легковыполнимым.
ХОЛОДНЫЙ БАТИК. Потребует резервирующего раствора. На паровой бане смешиваются равные части бензина и резинового клея, к общему объему добавляют 1/10 часть мелко строганного парафина и чуть-чуть растертой канифоли. Рейсфедерной трубочкой по контуру
рисунка раствор наносят с обеих сторон
на ткань. Водоотталкивающая перегородка не должна давать влаге растекаться в стороны. Такая роспись напоминает перегородчатую эмаль, витраж или мозаичное панно.
БАНДАН. Ниткой перехватывается либо все полотно ткани, предварительно сложенное «гармошкой», либо отдельные его участки, собранные «защипами» или узлами. Чем плотнее нить будет прилегать к ткани, тем четче будет оставленный след. Окраску надо начинать всегда с более светлых красителей, постепенно увеличивая цветовую насыщенность. Таким способом хорошо обновлять старые вещи.
ГОРЯЧИЙ БАТИК («КРАКЛЕ»). Техника «кракле» хороша для тонких тканей. Вначале наносится светлый живописный фон. Когда краска высохнет, отдельные
участки покрываются двумя слоями хорошо разогретого воска или парафина. Высохшую ткань мнут, а образовавшиеся на воске трещины заливают краской более темного тона. Часть воска соскабливают, опускают ткань в горячую воду. Наконец остатки выпаривают утюгом через бумагу. Горячий батик позволяет использовать и другие техники: штриховку, набрызг, свободную роспись не покрытых воском частей... Остановимся на последней.
СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ. Отдельные детали можно проработать тушью и пером. Но вполне допустимы сочетания самых различных способов крашения. Все зависит от вашей выдумки и имеющегося материала.
Автор: В.
Корешков
Работы: Л. и Г. Сенины, Н. Кузнецова, Е.
Чередник и А. Попова
По материалам
журнала Юный
техник
|