Самоделки: все своими руками!
Сделать стартовой

Спорт, спортивные снаряды

Добавить в избранное

Навигация

На главную
Список рубрик
Гостевая книга
Каталог ссылок
Рассылки@Mail.ru
Рассылка Умехи на Content.Mail.Ru: Количество подписчиков на текущий момент
 

Роликовый самокат

Однажды кто-то из взрослых вынес во двор нашего дома ничем не примечательную на первый взгляд доску на роликах и предложил прокатиться на ней ребятам. Конечно, тут же нашелся смельчак, решивший первым испытать незнакомый спортивный снаряд. Хозяин доски объяснил ему технику катания на самокате, и вот по асфальту покатился... самокат, а мальчик почему-то остался на месте. Тогда школьник еще раз попробовал проехать на доске, и опять самокат, словно необъезженный конь, сбросил его. Только с третьего или четвертого «захода» незадачливый ездок смог проехать на самокате несколько метров. Правда, через неделю он и многие другие ребята нашего двора могли уже не только ездить по прямой, но и выполнять несложные виражи.
Хотите построить себе такой самокат? Тогда за дело. Посмотрите на рисунок. Вы уже, вероятно, обратили внимание на конструктивную особенность снаряда — у самоката нет руля. Руля нет, но есть качающиеся подвески — ходовая часть и одновременно поворотное устройство. Мы предлагаем вам два варианта шасси. Первое проще и рассчитано на тех, кто будет строить самокат дома, для изготовления второй подвески нужны станки.
Итак, поговорим поподробнее о самокате с первой подвеской. Сначала несколько слов об устройстве.
Колеса-ролики 9 вращаются в подшипниках на оси 7, закрепленной в кронштейне 4. Кронштейн через резиновый амортизатор 5 и палец (входит в узел 8) шарнирно связан со скобой 3, которая жестко закреплена винтами на стойке 2. Крепится узел на доске-платформе 1 шестью винтами М4. Обратите внимание: подвеска имеет дополнительную опору — палец упирается в специальное гнездо с резиновым амортизатором-вставкой. У этого узла есть и еще одно назначение: он снимает излишние нагрузки с платформы, если самокат на ходу попадает в ямку или ложбинку.
Работает подвеска так. Спортсмен, собираясь выполнить поворот, наклоняет корпус в сторону поворота и тем самым с большей силой давит на одну из боковых сторон платформы. Половина амортизатора 5 сжимается под нагрузкой, платформа наклоняется, и шасси разворачивается в сторону наклона корпуса спортсмена. Заднее шасси тоже разворачивается, но уже в другую сторону. Так выполняется поворот.
Постройку самоката советуем начать с платформы 1. Самый простой способ — это выпилить ее из прочной, ровной, без сучков и свилей доски с продольным расположением волокон. Подойдет дуб, вяз, береза. Если вам не удастся подобрать рекомендуемую древесину, используйте обычную, самую ходовую — сосну или ель. Правда, в этом случае доску нужно обязательно укрепить дюралюминиевой пластиной, вырезанной по форме платформы (на металл желательно наклеить шкурку или, намазав его клеем, посыпать речным песком). Чтобы можно было загнуть доску, проварите ее конец в ведре около часа. Закрепите платформу в согнутом состоянии брусочками на стапеле и дайте ей высохнуть. Затем разметьте под шасси, но отверстия пока не просверливайте — их удобнее сверлить по месту, то есть тогда, когда будут готовы подвески.
О шасси. Выпилите из стали толщиной 2,5 мм стойку 2 и скобу 3, разметьте их, просверлите отверстия. Чтобы не надломить металл, места сгибов сначала нагрейте, а уже потом начинайте сгибать.
Ось 7, на которой вращаются колеса-ролики 9, сделайте из стального прутка диаметром 8 мм (длина оси 110 мм). На концах ее — на длине 35 мм с каждой стороны — нарежьте резьбу М8 и приступайте к изготовлению кронштейна 4. Вырежьте его тоже из стали, но уже толщиной 2 мм. При гибке детали не используйте в качестве оправки ось — можете погнуть ее. Ось на кронштейне закрепите штифтом или неглубокой насечкой-вмятиной.
Детали узла 8, в который входят гнездо со вставкой-амортизатором и палец-фиксатор, изготавливайте в последнюю очередь: гнездо — из стальной трубы с толщиной стенки не менее 2 мм; вставку — из резиновой трубки, заклеенной с одного торца кусочком резины толщиной 3—4 мм; а палец — из болта М8Х6 - 70 мм и двух фиксирующих гаек М8.
Собирается подвеска в такой последовательности. Сначала на стойке 2 развальцуйте и запаяйте (или заклепайте) гнездо. Затем к торцевой стенке кронштейна приверните винтами М4 скобу 3 и вставьте в нее амортизатор 5 (упругую резину толщиной 40 мм) с прорезью.
Скобу 3 и кронштейн 4 соедините пальцем-фиксатором (подвинчивая или отвинчивая гайки, можно изменять жесткость подвески), в гнездо поместите резиновую вставку, на ось с двух сторон наденьте упорные втулки 6 шириной 1,5—2 мм и собранный узел закрепите винтами на платформе.
Пришла очередь поговорить и о колесах — пожалуй, самой трудоемкой и ответственной детали самокате.
Для изготовления роликовых колес можно использовать полиуретан или сырую резину. Но отштамповать ролики из полиуретана в домашних или школьных условиях очень трудно, поэтому остановимся на технологии изготовления колес из сырой резины (она есть в автомодельных наборах).
«Выпекают» колеса в специальном приспособлении — разборной пресс-форме (см. рис.). Ее можно выточить на токарном станке, а можно и отлить. Для отливки подобных пресс-форм обычно используют старые изношенные поршни от автомобильных двигателей. Отливают прямо в земляную форму.
Сырая резина выпускается промышленностью в листах. Измельчите резину и поплотнее заполните ею матрицу, предварительно вставив в нее болт М10 и втулку (дет. 9Б). Вставьте в матрицу пуансон и насколько хватит сил стяните пресс-форму болтом. Вулканизируйте резину при температуре 130—140° (в зависимости от сорта материала) в течение примерно часа. Делать это можно прямо в газовой духовке, но предупреждаем — следите за температурой: она должна быть постоянной.
Колесо должно свободно вращаться на оси, поэтому нужны подшипники. В нашей конструкции использованы засыпные — шарики от велосипедных подшипников. Удерживаются они во втулке 9Б и на оси специальными гайками 9А. Гайки нужно обязательно цементировать: по углероду — 0,8-1; по твердости — ИКС 48-52. На оси колеса удерживаются гайками М8.
Коротко о втором варианте подвески.
Второе шасси собрано из двух кронштейнов — 10 и 11: один крепится на платформе, на другом установлены детали подвески: палец 12, фиксирующий болт 13, шайбы 14, амортизаторы 15.
Принцип поворота этого шасси примерно такой же, как и у первого: тоже под нагрузкой сжимается амортизатор 15, доска наклоняется, но ось с колесами разворачивается гораздо меньше, чем в первом случае. Поворот осуществляется в основном за счет того, что одно из колес при наклоне доски сжимается больше, чем другое, — значит, оно «бежит» по меньшему радиусу и поэтому делает меньше оборотов. Жесткость подвески можно изменять, ввинчивая или вывинчивая болт 13.
Мы не приводим чертежи второго варианта подвески — при желании их нетрудно разработать самим.
Для тех, кто возьмет «на вооружение» второй вариант подвески, приводим ее основные ориентировочные размеры. Кронштейн 10 — 65X44 (ширина полки — 18 мм); кронштейн 11: основание 65X40X32X25; полка — 27X32X20; палец 12 — диаметром 14 мм; фиксирующий болт 13 — М10Х60; амортизаторы 15 — диаметром 26X4 (отверстие диаметром 11); шайбы 14 — 26X5 мм (отбортовка 3 мм)
Несколько советов о том, как и где кататься на самокате.
Прежде всего обзаведитесь соответствующей защитной экипировкой: шлемом, налокотниками, перчатками и наколенниками.
Для обучения подойдет любая заасфальтированная площадка, по которой не ездят автомобили и не ходят люди. Сначала попробуйте пробежать несколько метров, поставив одну ногу на самокат (ближе к носовой части), а другой отталкиваясь. Затем посильнее оттолкнитесь одной ногой, встаньте на платформу и попытайтесь проехать хотя бы метров восемь-десять. Освоив это упражнение, попробуйте на ходу повернуть. Не огорчайтесь, если с первого раза поворот не получится. Покатайтесь еще по прямой, а потом снова попробуйте выполнить поворот. Научившись хорошо держаться на самокате, попытайтесь сделать несколько виражей на асфальтовой дорожке, которая имеет небольшой уклон. На площадке с уклоном можно устраивать интересные соревнования по асфальтовому слалому.
ЗАПОМНИТЕ: ВЫХОДИТЬ С САМОКАТОМ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ УЛИЦЫ ИЛИ ПЛОЩАДИ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ

Роликовый самокат

Роликовый самокат

Разборная пресс-форма для изготовления колес

(разборная пресс-форма для изготовления колес)

Автор: В. Федоров
Рисунки: А. Суховецкий
По материалам приложения "Для умелых рук" к журналу Юный техник

.

 счетчик посещений

.
Изготовление арбалета своими руками

Изготовление арбалета своими руками

    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100 SpyLOG      
При копировании - активная ссылка обязательна!

Подборка материалов © В.M.' 2008...

Designed by В.М.

Hosted by uCoz