Велосипед —
летний транспорт. Но почему бы не
прокатиться на нем в погожий зимний
день по льду? Как подобное желание
согласовать с реальностью, вы видите
на рисунке, на котором изображен
ледовый велосипед. В его конструкции
цепь вращает не колесо, а воздушный
винт, установленный позади седла. Вот
почему машина и названа
аэровелосиледом. Конечно, тяги винта,
вращаемого ногами, недостаточно для
передвижения машины на колесах. Но
когда велосипед поставлен на коньки
— трение стальных полозьев о лед
настолько мало, что воздушный винт
позволит разогнаться до
значительной скорости.
Итак, вам предстоит разобрать свой
велосипед, снять с него колеса,
крылья, цепь, заднюю и передние оси...
Все это, кроме цепи, вам зимой не
понадобится. Но прежде чем приняться
за эту операцию, изготовьте
необходимые дополнительные узлы и
детали: коньки, передний 1 и два
задних 2, хомут 3, воздушный винт 4,
опорный кронштейн, поддерживающии
винт, ступицу, заднюю ось и, наконец,
защитный кожух.
На рисунке приведены только два
размера: высота переднего конька и
ширина базы. Все остальные легко
выбрать самому, учитывая габариты
велосипеда и свой рост.
Коньки лучше всего выпилить из
стального листа толщиной 4 мм.
Поясним, как это сделать. Из картона
вырежьте шаблоны переднего и задних
коньков. Учтите, длина их должна быть
не менее 300, а ширина — 30 мм.
Расположите шаблоны на стальном
листе так, чтобы провести раскрой с
минимальными отходами. А теперь на
сверлильном станке или дрелью
просверлите с внешней стороны
цепочку отверстий диаметром 3 мм.
Зубилом прорубите перемычки между
ними. Полученные заготовки
обработайте напильником. Под болты
Мб просверлите отверстия диаметром
6,2 мм. Коньки готовы.
Опорный кронштейн можно сделать из
стальных труб диаметром 18—20 мм.
Нижние передние стойки кронштейна
придет-. <л в двух местах изогнуть
под небольшим углом. Эту операцию
следует провести на трубогибочном
стенке, предварительно заполнив
трубу песком. Концы труб ц местах
крепления к задней оси и к конькам
необходимо расплющить, что позволит
крепить кронштейн к велосипедной
раме на болтах. В местах, указанных на
р'исунке, детали рамы и муфты
воздушного винта необходимо сварить.
Это, пожалуй, самая трудная задача.
Заднюю ось надо взять от колеса
детского велосипеда. Желательно,
чтобы она была в сборе со втулкой, но
без спиц.
Наша механическая передача —
повышающая. Передаточное число от
ведущей к ведомой звездочке
возрастает пропорционально числу
зубьев. У «Школьника» это отношение
равно 44:19. А для эффективной работы
воздушного винта необходимо
увеличить передаточное отношение
как минимум до 10. Только тогда он
будет вращаться с необходимой
частотой — 1200 мин—1. Вот почему
заднюю ось надо еще дополнить шкивом.
Такой же шкив, только меньшего
диаметра, установлен на ступице
воздушного винта. Простой пересчет
подскажет, что соотношение их
диаметров должно быть немного больше
четырех.
Наиболее ответственная деталь —
воздушный винт. Его размеры и
основные сечения приведены не
рисунке. Лучше всего его изготовить
из выдержанного березового или
букового бруска сечением 85X35 и длиной
700 мм. Основной инструмент — остро
Заточенный нож, широкая стамеска и
рашпиль.
Так как винт вращается с высокой
частотой, для безопасности
необходимо изготовить защитный
кожух. Развертка стального листа или
жести толщиной 0,5—0,7 мм имеет длину
2280, а ширину 70 мм.
И последний совет — по технике
безопасности. Руль при падениях на
лед может нанести травму. Чтобы
избежать этого, лучше снять
резиновые ручки, а вместо них надеть
подходящей длины толстый резиновый
шланг.
По
материалам журнала Юный
техник
|