Сегодня о
веломобилях нельзя говорить «вообще».
По назначению и свойствам они стали
очень разнообразны. Одни спортивные,
способные на короткой дистанции
разгоняться до высоких скоростей, но
на проселочной дороге, увы, их
приходится тащить на горбу. Другие
могут ходить по песчаным барханам,
третьи — амфибии, переплывают реки...
Их собрат «Комфорт»,
сконструированный В. Астафьевым из
Кургана, предназначен для туризма и
деловых поездок по городу.
Оптимальная его скорость 25 км в час.
Это и не много и не мало. С такой
средней скоростью перевозит
пассажиров самый быстрый вид
общественного транспорта — метро.
Веломобиль
Астафьева — это, по существу,
настоящий трехколесный автомобиль,
только приводимый в действие силой
человека. В то же время его можно
сложить и хранить в квартире, где он
займет места не больше, чем обычный
стул.
Масса веломобиля,
изготовленного из обычных
материалов с применением
стандартных деталей — 30 кг. Но
давайте рассмотрим конструкцию
машины подробнее.
Центральный
элемент рамы 15 (см. чертеж) имеет в
средней части шарнир 4, что и
позволяет веломобипь складывать. На
передней ее половине шарнирно
закреплены консоль 3 с педалями 1,
ведущей звездочкой 2, а также
подвески передних колес 5. Кресло
веломобиля состоит из шарнирно
соединенных заплечника 10, спинки 9 и
сиденья 8. При складывании рулевая
тяга 17 разъединяется в замке 18, замок
шарнира 6 открывается, и подвески
передних колес прикладываются к раме.
Передние колеса поворачиваются и
устанавливаются параллельно. Шарнир
6 предусмотрен для поворота консоли.
Внимательно
рассмотрев рисунок, вы без труда
поймете, как довести процесс
складывания машины до конца.
Для компактности в
веломобиле использованы колеса
малого диаметра от складных
велосипедов типа «Кама» или «Десна».
Они, заметим, достаточно прочны и не
требуют переделок. «Комфорт» имеет
мягкую независимую подвеску. Ведь во
время езды по неровной дороге
водитель не имеет возможности
привстать на педалях, как на
велосипеде.
Подвеска заднего
колеса выполнена, как у мотоцикла.
Колесо установлено в качающейся
вилке 14, которая шарнирно закреплена
на раме. Между задними концами вилки
и подкосом рамы установлены два
пружинных амортизатора 11 и 12 от
двухскоростного мопеда.
Подвеска передних
колес независимая, пружинная, типа «Мак-Ферсон»
или «качающаяся свеча». Переднее
колесо установлено в вилке,
закрепленной на пружинных
качающихся рычагах. Для управления к
стойке амортизатора прикреплены
поворотные рычаги 7, соединённые
между собой поперечной рулевой тягой
17 с шаровыми шарнирами 16. Пружины
передней подвески такие же, как на
задних амортизаторах. Как и в
автомобиле, передние управляемые
колеса имеют «развал» — расположены
под определенными углами наклона.
Этим обеспечивается устойчивость и
снижается расход энергии при
движении машины.
О выборе углов
наклона прочитайте в книге по теории
автомобиля. Кстати, там же можно
найти основные правила
проектирования рулевого управления.
Ведь при повороте передние колеса
движутся по разным радиусам, а потому
должны поворачиваться на разный угол.
Достигается это определенным углом
установки поворотных рычагов по
отношению к продольной оси
веломобиля. На «Комфорте»
предусмотрена регулировка развала и
схождения передних колес.
Тормоза веломобиля
ручные, клещевого типа, как на
переднем колесе дорожного
велосипеда. Рычаги привода тормозов
установлены на ручках рулей и
действуют каждый на свое колесо.
Конструкция кресла
шезлонгового типа и легко принимает
форму тела водителя. Кресло
установлено на раме в направляющих и
с помощью фиксатора закрепляется на
выбранном расстоянии от педалей,
обеспечивая максимальное удобство
водителю любого роста.
Для справок время
от времени заглядывать в книгу В.
Довиденас «Веломобили». Она выпущена
в издательстве «Машиностроение» в 1986
году, так что ее нетрудно отыскать в
библиотеке.
По
материалам журнала Юный
техник
|