Путешествовать летом на
лодке очень увлекательно. Где достать лодку? Построить самим. На этот случай предлагаем вам одну из простых и удобных конструкций.
Длина нашей лодки-байдарки — 2,8 м, ширина — 80 см, а вес
—12—15 кг. Материалы нужны такие (в заготовках с последующей пригонкой по месту):
полтора листа 3- или 4-слой-ной фанеры толщиной 3—4 мм, размером
1,5х1,5 м Можно использовать не целые листы, а полосы шириной 25—27 см, тогда надо восемь полос полутораметровой длины;
сосновые или еловые рейки: килевая — сечением
3,5х2,5 см и длиной 270 см, две скуловые— 2,5x2 см и длиной 270 см, две бортовые —
3,5х2 см и длиной 300 см; два бруска для штевней длиной 60 см. В сечении бруски
должны иметь равносторонний треугольник со стороной 8 см;
бруски для трех шпангоутов: для среднего, на котором будет стыковаться фанерная обшивка, нужен один брусок
3х15x60 см и два бруска размером 3х7х35 см. Для двух других шпангоутов необходимы два бруска 2х13х50 см и четыре бруска 2х6х35 см;
шурупы для обшивки лодки; казеиновый или водоупорный клей;
цинковые белила или какая-либо другая тонкотертая
краска без разбавления олифой. Можно использовать водоупорную шпаклевку;
три 3-метровые доски, 10 досочек (по 40 см) для изготовления стапеля, 4 бруска и 2 рейки (по 40 см) для ножек к стапелю.
Рис. 1
Сначала изготовьте шпангоуты. Для этого сделайте из бумаги выкройки — профили среднего и крайних шпангоутов (рис. 2) Затем произведите разбивку всех трех элементов для каждого шпангоута по вычерченным профилям и выпилите их. Помните, что для среднего шпангоута два боковых элемента одинаковы, а для двух других четыре боковых и два средних элемента также одинаковы. Шпангоуты собираются
внахлестку. Места соединений промажьте казеиновым клеем и стяните шурупами (рис. 2).
Рис. 2
Чтобы удобнее было собирать лодку, изготовьте стапель (рис. 1). Нижний край щита стапеля должен быть абсолютно ровным. После разбивки стапеля обрежьте его пилой, прорежьте три паза для установки шпангоутов (не делайте их свободными) и прошейте скосы стапеля досочками с обеих сторон. Укрепите ножки-подкосы, а рейку, скрепляющую эти ножки, прибейте к нижнему краю стапельного щита.
Теперь собирайте саму лодку. Опилите выступающие концы шпангоутов в местах их крепления. Установите в пазы и жестко укрепите каждый из шпангоутов рейкой и гвоздями. Все пять продольных реек (предварительно намочите их и на сутки закрепите в согнутом состоянии) пригоняют со среднего шпангоута. Узлы крепления показаны на рисунках 3 и 4.
Рис. 3
Рис. 4
Пригнав все рейки в 15 местах к шпангоутам,
окончательно укрепите их, промазав казеиновым клеем и стянув в каждом месте крепления к шпангоуту одним шурупом (см. рис. 3, 4).
Крепление штевней — наиболее сложная из всех операций. Приложите заготовленный штевень к любому из скосов стапельного щита и, пригнув килевую рейку к штевню с обеих сторон, отметьте линию его среза по длине, которая пройдет примерно под углом 45° к оси штевня. Опилив штевень по линии среза, установите его на место. Точно отмерьте необходимую длину килевой и двух скуловых реек и опилите их. Затем врежьте концы этих реек
в штевень и укрепите шурупом сначала килевую рейку, а потом скуловые. Бортовые рейки врезать значительно проще. Укрепив таким же образом другой штевень, промажьте места крепления казеиновым клеем и стяните шурупами.
Каркас лодки готов для обшивки его фанерой. Перед обшивкой не
забудьте плоскости реек, шпангоутов и штевней промалковать для более плотного прилегания. Затем из плотной бумаги сделайте выкройки для боковой обшивки и обшивки днища.
Обшивать начинайте с боковых поверхностей. Раскраивайте фанеру с небольшим запасом (не более 1 см). Перед окончательной установкой выкроенного из фанеры листа на место обшивки притяните его шурупами в 4—5 местах и подрежьте выступающие края, оставляя запас по 3—5 мм на
каждую сторону.
Отметьте изнутри лодки карандашом контуры реек и шпангоутов, к которым будет крепиться обшивка данного листа фанеры. Затем отсоедините лист и нанесите насечку на поверхность реек и шпангоутов, к которым будет притягиваться фанерная обшивка, и сделайте насечку на самой фанере. Нанесите шпаклевку или краску на отмеченные полосы, по краям укрепляемого листа и на соответствующие поверхности реек и шпангоутов, а место крепления в середине листа промажьте казеиновым клеем. Приложите лист фанеры и закрепите шурупами в шахматном порядке в два ряда с расстоянием между шурупами 5—6 см. В местах крепления выкройки к шпангоутам поставьте более длинные шурупы. Обшивку днища делайте так же, как и боковую. Подстрогайте кромки фанерной обшивки днища, выступающие за боковую обшивку.
По килю прикрепите килевую рейку 3—4 см шириной и длиной 2,5 м.
Лодка готова. Отсоедините ее от стапеля,
опилите выступающие боковые элементы шпангоутов и штевней и простругайте выступающие края боковой фанерной обшивки. Покройте всю лодку — снаружи и изнутри — два раза горячей олифой. Когда она высохнет, прошпаклюйте наружную поверхность лодки и зашкурьте. Покройте еще раз наружную поверхность горячей олифой, а потом дважды покрасьте масляной краской, лучше нитрокраской.
Достаньте двухлопастное весло и установите сиденье,
предварительно определив центр тяжести лодки вместе
со спортсменом, сидящим в ней.
Можете отправляться в плавание.
Но непременно помните: байдарка — неустойчивое судно; она может перевернуться от волны или от неловкого движения. Поэтому гребец на байдарке должен обязательно уметь плавать. Не пускайтесь в плавание при сильном ветре и волнах. На судоходной реке ни в коем случае не приближайтесь к пароходам, баржам, плотам. Если вас настигла волна от прошедшего судна —
развернитесь к ней носом или кормой.
Автор: В.
Макаров
По материалам
журнала Юный
техник
|