Тем из вас,
кто планирует провести свой отдых
вблизи водоемов, мы рекомендуем
поскорее приступить к изготовлению
двигателя для резиновой (а можно и
деревянной) лодки. Простота
конструкции и доступность
материалов, безусловно, привлекут н
нему ваше внимание.
Опорой для
двигателя служит деревянная доска 1
шириной 350 мм и толщиной 20 мм. Эту
доску уложите на дно точно
посередине. Для большей устойчивости
рекомендуем предварительно
застелить дно 10-мм водостойкой
фанерой, размеры которой должны
соответствовать внутренним
габаритам лодки. По краям опорной
доски установите консоли (2) для
подшипников (3) коленчатого вала.
Каждую консоль вырежьте из фанеры
или сосновой доски (ее толщина не
должна превышать диаметра
подшипника). Все основные размеры
консоли указаны на рисунке, за
исключением радиуса выреза той ее
части, которая опирается о борт лодки.
Этот размер вы должны определить
сами в соответствии с диаметром
бортов лодки, когда она надута. Чтобы
консоль была достаточно прочной,
минимальная ширина ее должна
составлять 80 мм в вертикальной части
и 50 мм в горизонтальной части. В
верхней горизонтальной части
сделайте полукруглое углубление для
подшипника. К опорной доске консоли
крепятся с помощью длинных шурупов,
которые следует ввернуть с нижней
стороны опорной доски. Кроме того,
для придания необходимой жесткости
каждую консоль скрепите с опорной
плитой двумя распорками (4),
выполненными из стальной полоски
шириной 30 и толщиной 4 мм. По концам
распорок просверлите отверстия
диаметром 6 мм для крепежных болтов.
Подшипники коленчатого вала
представляют собой отрезки обычной
стальной трубы с внешним диаметром 25
мм. Длина каждого подшипника 220 мм.
Подшипники размещаются в
полукруглом углублении верхних
частей консолей и фиксируются двумя
хомутами (5), изготовленными из
листового железа.
Перед окончательной установкой
подшипников постарайтесь обеспечить
строгую их соосность: проденьте
сквозь них ровную трубку и добейтесь
ее свободного вращения.
Для вала двигателя подберите
стальную трубу с внешним диаметром 20
мм. Эта труба изгибается в шести
местах, образуя коленчатый вал. Чтобы
труба при изгибе не сплющивалась и
для того, чтобы обеспечить
минимальный радиус изгиба, трубу
предварительно наполните песком.
Чтобы вал плотно «сидел» в
подшипниках, насадите на него две
стопорные втулки (6), изготовленные из
отрезков той же трубы, что и
подшипники. После окончательной
установки вала в подшипниках втулки
зафиксируйте на валу штифтами
диаметром 6 мм.
Гребное
колесо из крестовины (7) и четырех
лопастей (8). Для их изготовления
лучше всего использовать 6—10-мм
водостойкую фанеру. Крестовину
соберите из двух досок толщиной 20
длиной 800 мм. Для того чтобы облегчить
гребное колесо и придать ему лучшие
гидродинамические качества, на
каждом плече крестовины на
расстоянии 360 мм от конца сделайте
косой срез. При этом ширина торца
каждого плеча должна составлять 50 мм.
На противоположной прямоугольной
стороне плеча укрепите лопасти,
имеющие форму прямоугольной
трапеции с размерами оснований 70 и 150
и высотой 350 мм. Лопасти приверните к
плечам крестовины тонкими шурупами (с
интервалом 40 мм).
Каждая крестовина длинными шурупами
соединяется со ступицей (9). Она
представляет собой деревянный
брусок размером 80X70X70 мм.
Предварительно по оси ступицы
просверлите отверстие диаметром 20 мм
для плотной посадки колеса на
коленчатый вал. Ступицу зафиксируйте
на валу поперечным штифтом диаметром
6 мм.
После того как все детали двигателя
будут готовы, их нужно тщательно
зачистить и покрасить, причем
металлические части предварительно
покрыть слоем грунтовки. Когда же
будете устанавливать двигатель на
лодку, частично стравите воздух из
баллонов - это облегчит монтаж. В
дальнейшем лодку следует подкачать
настолько, чтобы обеспечить плотную
посадку опорных консолей на борта.
По
материалам журнала Юный
техник
|