Сконструировал его ленинградский инженер Сергей Михайлович Вакуленко. Квартамаран имеет неплохие мореходные качества, прост в изготовлении, в разобранном виде занимает немного места и весит всего 14 кг. Автор путешествовал на нем по Черному морю, реке Кубани и даже прошел небольшой участок по горной речке Мзымте. И ни разу квартамаран не подвел.
Конечно же, квартамаран не предназначен для длительных путешествий, грузоподъемность его невелика — всего 100 кг.
Он оборудован двумя веслами, установленными на специальном кронштейне, но можно ходить на нем и под парусом.
Расскажем, как квартамаран устроен и как его сделать.
Собирается он из четырех поплавков-лодочек 1, соединенных попарно поперечинами 7 и 8; а кроме того — сиденья (детали 2, 3 и 5), кронштейна 4, в который вставлен отрезок резинового шланга 10 для весел 9. При сборке внутрь поплавков устанавливают на болтах распорки 11. Чтобы
квартамаран легко собирался и разбирался, автор конструкции использует для крепления узлов и деталей барашковые гайки 6.
Самая ответственная и трудоемкая операция в изготовлении
квартамарана — склеивание поплавков. Заготовки для них Вакуленко советует вырезать из фанеры или стеклопластика толщиной 2—3 мм, а потом собирать из них лодочки. На борта он наклеивает брезентовые ленты в 2— 3 слоя, носовые и кормовые части
склеивает или склепывает, швы заливает водостойким клеем, места крепления поперечин 7 и 8 укрепляет жестяными накладками.
Окантовку можно приклеить и густой масляной краской, правда, в этом случае время сушки швов значительно увеличивается.
После сушки фанерные поплавки нужно распереть планками
и несколько раз покрыть внутри и снаружи горячей смесью олифы и керосина (пропорции примерно равные). Как только фанера перестанет впитывать, этот состав, дайте поплавкам подсохнуть, а потом покрасьте.
Можно изготовить поплавки из водоотталкивающей прочной ткани, но тогда вам придется борта и носовые части лодочек укрепить полосками фанеры или стеклопластика (см. рис.).
При транспортировке и во время хранения квартамарана поплавки вкладываются один в другой, поэтому размеры разверток их неодинаковы: в кормовых поплавках а = 960 мм, в = 1250 мм, в носовых — а = 1000 мм, в = 1300 мм.
Сиденье лодки собирается из трех частей.
Такая конструкция банки (так моряки называют сиденье) выбрана неспроста: в разобранном виде детали ее свободно помещаются внутри поплавка. Детали 2 и 5 банки намертво клеем и гвоздями крепятся к поперечинам 8, деталь 3 устанавливается на болтах.
Автор квартамарана испытал несколько типов весел и остановился на варианте, который показан на нашем рисунке.
Кронштейн представляет собой легкую трубчатую конструкцию, в верхней части которой прикреплен отрезок гибкого толстого шланга — в него-то с двух сторон и вставляются ручки весел 9. Как считает Вакуленко, вместо шланга в качестве уключины можно использовать стальную пружину, свитую из проволоки диаметром 2,5—3,5 мм.
Для хождения под парусом на квартамаране имеются специальные гнезда для установки мачты.
По
материалам журнала Юный
техник
|