Вы, наверное, знаете, что быстрое вращение придает телам устойчивость. Возьмите детский волчок, раскрутите его и попробуйте качнуть вбок. Сразу почувствуете, что он сопротивляется — не желает наклоняться ни вперед, ни назад.
На рисунке 1 показана железная дорога. Устройство ее ясно из рисунка. Платформа, внутри которой быстро вращается массивный маховик, движется по одному рельсу — и не падает!
Устойчивость ей придает гироскопическое свойство маховика. Его раскручивают при помощи нити. На одной оси с ним — резиновый ролик, который прижат к рельсу. Он-то и создает тягу.
Модели таких железных дорог выполняют обычно в виде горизонтального проволочного кольца, установленного на столбах. Могут ездить поезда и по канату.
Еще в начале века предлагали на этом принципе сделать трамвай. Однако тогда сочли, что это дорого и недостаточно надежно. Но все течет, все меняется. И кто знает, не стоит ли вновь вернуться к этой идее.
На рисунке 2 показан двухколесный гироскопический автомобиль. Его раму можно спаять из жести. Только не забудьте отогнуть края, тогда конструкция приобретет необходимую жесткость, а машина получится и легкой, и прочной.
Переднее колесо возьмите от старой игрушки и установите в жестяной вилке, отогнутой не вперед, как у велосипеда, а назад.
Благодаря этому оно не будет спотыкаться о препятствия, а объедет их. Заднее колесо вместе со шкивом целесообразно выточить из дюралюминия. Роль покрышки выполнят два-три слоя изоленты на тканевой основе. Маховик
— тон-вал от старого магнитофона, а для приводного ремешка подойдет резиновый пассик. Автомобиль движется за счет инерции маховика.
Велосипед, что приведен на рисунке 3, устойчив, даже когда неподвижен. Достигается это также благодаря маховику, установленному на раме. Переднее колесо самоустанавливающееся, наподобие того, что у автомобиля, а руля нет. Есть только поручни, за которые человек держится. Управляет он движением только при помощи наклона корпуса. Ездить на таком велосипеде будет мудрено, но это-то и интересно. Ведь назначение его спортивно-развлекательное.
То, что показано на последнем рисунке, — уже не игрушка, а один из проектов одноколейного автомобиля. Здесь в поворотной рамке установлен маховик-гироскоп. Его назначение —
отклонять руль, с которым он соединен при помощи штанги. Вспомните, наклоняясь вправо, велосипедист и руль поворачивает вправо, наклон влево — и руль туда же. То же самое делает и гироскоп, установленный на машине.
Во время движения такой автомобиль весьма устойчив, а на остановках автоматически выдвигаются маленькие колеса-подпорки (на рисунке они не показаны).
Управляется же автомобиль весьма хитро. Чтобы не вмешиваться в работу гироскопа, используют гидравлический механизм, который то удлиняет, то укорачивает штанги, передавая усилие через шарниры на колесо. Эти узлы мы тоже не показали, но вы легко можете их представить.
Автор:
А. Никитин
По
материалам журнала Юный
техник
|