Панно «Утро». Художник Мария
Александровна Тоне. 1966 год.
Шлем Ярослава
Всеволодовича, выкованный в XIII
веке русскими мастерами из одного
куска железа ныне хранится в
Оружейной палате в Москве.
Искусство ковки известно на Руси
с древнейших времен, но начало
широкому его распространению было
положено в XII—XIII веках — это
время зарождения древнерусского
городского кузнечного ремесла. Уже тогда
были созданы замечательные
образцы художественной ковки.
Прекрасный пример русского
кузнечного искусства — шлем
Ярослава Всеволодовича.
В XV—XVII веках в Новгороде и
Москве возникают кузнечные ремесленные
корпорации. Кузнецы селились
вместе, образуя слободы (Кузнецкий
мост в Москве).
В музеях нашей страны сохранились
изделия этой отрасли
декоративного искусства.
Привлекают внимание затейливые
кованые светцы, подсвечники,
паникадила. Искусно выполненные
ограды, перила, балконные решетки многих
зданий Петербурга — тоже дело рук
кузнецов.
Кузнечное ремесло не из легких.
Даже обыкновенную подкову
выковать и то требуется мастерство.
А художественная ковка — это
высокое искусство. Вы убедитесь
в этом, если сходите в музей или
хотя бы взглянете на фотографии,
которые мы здесь приводим.
Наиболее пригодны для
художественной обработки мягкие сорта
стали, содержащие до 0,13% углерода.
Но можно брать материал с
содержанием углерода до 0,22%.
Ковка требует специальных
инструментов.
В первую очередь это
наковальня. На ее роге удобно
загибать металл, а в отверстия
можно вставлять шпераки — приспособления
для сложнорельефной ковки, на
которых выколачиваются и правятся
различные элементы узора.
Рубить металл следует только у
основания рога, так как на
закаленной части наковальни
зубило быстро придет в негодность.
Наковальня прочно закрепляется
костылями на невысоком дубовом
чурбане.
Ручником обрабатывают металл при
небольших поковках, а также указывают
место, по которому должен
ударять кувалдой молотобоец. Вес
ручника — от 0,5 до 1,5 кг. Рабочая
часть — плоская, верхняя —
закругленная или заостренная в
виде тупого зубила. Верхняя и
нижняя части закаливаются. Длина
ручки 300—400 мм.
Кувалда-молот весит от 2 до 8 кг.
Молотобоец держит кувалду обеими
руками. Оба конца кувалды —
плоские. Рукоятка делается из
легкой и прочной рябины.
Из жара поковка вынимается и
удерживается клещами, имеющими
самые различные формы губок —
плоские, полукруглые, трубчатые.
При необходимости губки можно
нагревать и изменять в
соответствии с профилем поковки.
Обрабатываемая деталь должна
всегда плотно и крепко обхватываться
клещами.
Для пробивки отверстий служат
пробойники, имеющие разнообразные
сечения — круглые, квадратные,
прямоугольные.
Чтобы придать поковке граненую, цилиндрическую
или эллиптическую форму, ее
обрабатывают в обжимке. Это
приспособление имеет верхнюю и
нижнюю части. Верхняя насаживается
на деревянную ручку, нижняя
укрепляется в отверстии
наковальни.
Для выглаживания поверхности изделия
служит гладилка. Нижняя часть ее
должна быть хорошо отшлифована.
Канавки, углубления и всевозможные
ямки наносятся подбойками,
имеющими самую различную
конфигурацию.
Раскаленную полосу гнут между штырями,
вставленными в стальную плиту.
Множество кузнечных приемов, чередующихся
в различной последовательности,
можно свести к нескольким
основным.
Если длину заготовки нужно уменьшить,
увеличив ее поперечное сечение,
деталь нагревают целиком,
ставят вертикально на наковальню
и, прочно удерживая щипцами, бьют
кувалдой по верхнему концу. Надо
следить, чтобы деталь не гнулась,
и периодически выравнивать ее. Эта
операция называется осадкой.
В иных случаях этот прием
применяется не по всей длине
заготовки, а только в одной ее
части, и называется высадкой.
При высадке нагретой оставляется
лишь та часть, которую нужно
утолщить, а концы охлаждаются в воде.
Куют так же, как и при осадке.
Если нужно увеличить длину детали,
уменьшив толщину, ее вытягивают.
Прут квадратного сечения кладут на
наковальню и расковывают
кувалдой по всей длине,
периодически поворачивая на 90°.
Для вытяжки круглых болванок
применяют седлообразные обжимки,
все время поворачивая деталь
вокруг оси.
Если поковку необходимо разделить
на части, ее нагревают до темно-красного
цвета, кладут на наковальню и
разрубают ударами молота по
кузнечному зубилу. Прорубив
поковку на три четверти,
переворачивают ее и заканчивают
операцию с обратной стороны.
Процесс может быть ускорен, если
рубить не на плоской стороне
наковальни, а на подсечке,
вставленной в наковальню. При этом
нужно следить, чтобы закаленные
острия зубила и подсечки не
совпадали, иначе они повредятся.
Часто в художественной ковке деталь
не прорубается насквозь, а
оставляется надрубленной.
Надрубленные отростки могут быть вытянуты
и превращены в завитки, листья,
цветки.
Если толстой заготовке придается
изогнутая форма, в месте изгиба
она становится тоньше. Это можно
предупредить, предварительно
высадив изгибаемый участок.
Изогнуть деталь под углом можно
на ребре наковальни или вставив
конец заготовки в отверстие
наковальни. Нагревать при этом
нужно лишь изгибаемый участок.
Хороший декоративный эффект дает
скручивание стержня. Один конец
нагретого прутка зажимается в
тиски, другой продевается в
отверстие воротка и скручивается.
Иногда скручивают несколько
прутков вместе. Это называется
свивкой. При свивке железо следует
нагревать до ярко-красного или
даже желтого цвета во избежание
трещин и разрывов.
Завершенную деталь можно
выгладить гладилкой. Гладилка
постепенно перемещается по
металлу, после каждого перемещения
следует удар кувалды или ручника.
Одна из заключительных операций —
насекание узора, если он
необходим по замыслу. На заготовку
могут быть нанесены зубилом штрихи,
ломаные линии, сетка, шрифт,
изобразительные сюжеты.
Плоскость при этом должна быть
относительно ровной. Насечка может
быть выполнена подбойками и
пуансонами, имеющими на рабочей
поверхности нужную фактуру.
Автор: Д. Чирков
По материалам журнала Юный
Техник
|