|
Братина.
Первая половина XIX в., Хохлома |
Ярко и самобытно искусство хохломской росписи, которую часто называют золотой, пламенной или огненной. И это не случайно: искусство Хохломы не могло бы родиться без огня, без закалки изделий в русской печи.
Отдельные приемы «золочения» посуды, придающие деревянным изделиям неповторимое своеобразие, были известны хохломским мастерам уже в XVII веке. Приемы были заимствованы у иконописцев, применявших их еще со времен Древней Руси. Фон принято было покрывать золотом. Но потом ради удешевления мастера вместо золота стали применять серебряный порошок. Икону покрывали светлым лаком, сваренным из льняного масла, а затем помещали в протопленную русскую печь. От высокой температуры лаковая пленка становилась золотисто-желтой, а просвечивающее сквозь нее серебро приобретало сходство с настоящим золотом.
При росписи деревянной посуды серебром покрывали лишь отдельные элементы узора или небольшие участки фона. Ведь серебро — тоже дорогой металл, хоть оно и дешевле золота. Только замена в XIX веке серебра оловом позволила сделать посуду по-настоящему дешевой. Теперь уже тонким слоем металла покрывались не только отдельные участки, а вся поверхность посуды, В наше время олово заменено еще более дешевым и доступным материалом — алюминием.
Предназначенную под роспись деревянную посуду, выточенную на токарном станке или долбленую, принято называть бельем. Белье изготавливают из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы или ольхи. Уже готовую точеную или долбленую посуду еще раз тщательно просушивают и только после этого грунтуют. Грунтовку начинают с так называемого вапления — втирания в поверхность древесины разведенной на воде жидкой глины. Предварительно глину хорошо перетирают и удаляют посторонние примеси. Обмазанное глиной изделие просушивается при комнатной температуре. Следующий этап грунтовки называется вгонкой. Покрытое тонким слоем засохшей глины изделие протирается льняным маслом — олифой. Затем изделие сушится в течение 4—5 часов при температуре 60—70°. В старину крестьянские мастера сушили иэделия в домашней русской печи. Перед сушкой из протопленной печи выгребали угли и выметали золу. Как только температура в печи падала до 60—70°, посуду ставили на доски и задвигали в печь. Пропитанный маслом тонкий слой глины после сушки образует прочную оболочку, которая закрывает поры древесины и препятствует проникновению внутрь изделия лака и масла, которые применяются при последующей обработке.
|
Деревянная
ложка на разных стадиях
обработки:
1-заготовка (белье)
2-грунтовка
3-олифление
4-лужение
5-роспись
6-готовая ложка после
закаливания |
Затем приступают к олифлению. На поверхность изделия последовательно наносятся тонкие слои олифы. Первый слой мастер просушивает примерно в течение двух часов, столько же сушатся второй и третий слои. Четвертый слой накосится более густо и подсушивается в печи при температуре 50—60°. При этом мастер внимательно следит за состоянием верхнего слоя. Нужно не прозевать тот момент, когда олифа почти высохнет, но еще будет прилипать к пальцу, то есть будет находиться в стадии так называемого мягкого отлипа. Изделие вынимают из печи и приступают к последнему этапу грунтовки — лужению. При лужении тонко перетертый порошок олова или алюминия наносится тампоном на липкую поверхность изделия.
После просушки изделие, похожее на серебряное, готово для выполнения на нем росписи.
Как вы уже, вероятно убедились, классическая технология подготовки изделия под роспись довольно сложна и требует много времени. Поэтому для начала в домашних условиях мы предлагаем расписывать готовые разделочные доски, которые продаются в хозяйственных магазинах, и использовать более простые приемы грунтовки и лужения. Например, на первой стадии деревянное изделие грунтуется грунтовкой № 138 или ГФ-020. В крайнем случае грунтовку довольно просто приготовить самим. Размельчите молотком куски хорошо высушенной глины и полученный порошок просейте через мелкое сито. Затем смешайте его с натуральной олифой (лучше льняной) до получения консистенции жидкой сметаны. Вместо глины в качестве наполнителя можно использовать сухие пигменты — сурик, охру, умбру. Все эти пигменты представляют собой тонко измельченные порошки глины с различным содержанием окиси железа, определяющей их цвет. Готовый грунт нанесите на поверхность изделия тонким слоем и просушите в течение суток при комнатной температуре. Затем отшлифуйте изделие мелкозернистой наждачной бумагой. Если же на нем обнаружатся трещины или выбоины, их необходимо прошпаклевать шпаклевкой ПФ-002 (продается в хозяйственном магазине). При комнатной температуре шпаклевка высыхает через 20 часов, а при 60° — за 6 часов. Так что если вы желаете ускорить сушку, то воспользуйтесь сушильным шкафом. В сушильный шкаф вмонтирован термометр, с помощью которого удобно контролировать температуру.
|
Виды
хохломской росписи.
1-верховое письмо:
а-роспись под листок
б-геометрическая роспись
в-травная роспись
2-фоновое письмо:
а-кудрина
б-роспись под фон |
Тем, кто захочет заниматься этим видом народного искусства дома, можно рекомендовать воспользоваться духовкой. Температуру в духовке можно определять с помощью небольшого клочка чистой белой бумаги. Если помещенная в печь бумага обуглится примерно через 1 секунду, значит, температура в печи 300— 350° (при обугливании бумага приобретает буро-палевый цвет и становится хрупкой). Если бумага обуглится через 5 секунд, температура достигает 270-—300°. Через 15 секунд — 250—270°, через 30 секунд — 230—250°. Через 1 минуту — 200—230°, через 5 минут — 180—200°, через 10 минут — 150—180°. При температуре ниже 100° бумага не обугливается. Эти сведения вам пригодятся также при последующем закаливании изделия в печи.
|
Последовательность
выполнения травной росписи:
1-нанесение основных мазков
2-пропись черной травки
3-законченная роспись |
Теперь высушенную заготовку снова отшлифуйте и нанесите на ее поверхность тонкий слой масляного лака 4с (буква «с» означает «светлый»). Лак 4с продается в бутылках и жестяных банках. Нужно помнить, что лак в бутылках следует хранить в темном месте. Лак хорошо растекается по поверхности изделия, образуя равномерный слой, не оставляя следов от тампона .и кисти. Высохшая лаковая пленка отличается большой прочностью и блеском. Тонкий слой лака затвердевает через 3 часа, а окончательно высыхает через сутки. Разбавлять лак можно скипидаром, разбавителями или ацетоном. (Помните, что лак и растворители огнеопасны, поэтому храните их вдали от огня!) Скипидар или разбавитель № 4 («Пинен») можно купить в магазинах для художников, там же продается разбавитель № 2 (уайт-спирит). Эти же разбавители применяются при росписи загрунтованных изделий масляными красками.
Первый слой лака нужно просушить в течение суток, а затем нанести второй слой, более густой, который нужно подсушить до состояния мягкого отлила, когда лак на поверхности изделия загустеет, но пленка еще не образовалась и он некоторое время продолжает оставаться липким. На этой стадии приступайте к лужению изделия алюминиевым порошком, который можно приобрести в хозяйственном магазине. Обычно в коробке вместе с алюминиевым порошком находится пузырек с масляным лаком, который можно применять наравне с лаком 4с. Порошок состоит из мельчайших гладких чешуек. Прилипая к лаку, алюминиевые чешуйки распределяются на поверхности изделия в несколько слоев, образуя непроницаемый металлический панцирь, Порошок удобно наносить на поверхность изделия пульверизатором, а если его нет — резиновой грушей или мягким поролоном. Припорашивать изделия следует над широкой посудиной. Внимательно следите за тем, чтобы не оставалось пробелов. Когда изделие будет полностью припорошено, стряхните с него лишний порошок и поставьте сушить при комнатной температуре. Через сутки изделие можно будет уже расписывать.
Разумеется, приступать непосредственно к росписи изделия можно только после того, как вы научитесь уверенно выполнять узоры на бумаге гуашью или темперой. Но прежде чем вы возьмете в руку кисть, внимательно ознакомьтесь с различными видами хохломской росписи и приемами их выполнения. Опытные хохломские мастера выполняют роспись без вспомогательного рисунка и образца. С учетом формы мастер артистически изменяет цветовые сочетания и начертания узора, постоянно импровизируя, он находит каждый раз особенно выразительное решение композиции. Традиционный набор применяемых при росписи масляных красок довольно скромный: красная (киноварь), черная (сажа газовая), желтая, коричневая и зеленая. Для каждой краски необходимо иметь несколько кистей. Одни должны быть узкими, с длинным упругим волосом, другие — короткими и утолщенными. Смоченная водой кисть имеет каплевидную форму с тонким заостренным концом. Для росписи применяются беличьи и колонковые кисти.
Хохломская роспись делится на два основных вида: верховое письмо и фоновое. К верховому письму относятся травная роспись и роспись под листок, а к фоновому — роспись под фон и кудрина.
Травную роспись чаще всего называют просто травкой. Прихотливо изгибаясь, мазки росписи напоминают знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик... Только на золотых бортах чаши или братины волей художника они сказочно преобразуются, образуя гармоничную орнаментальную композицию. Расписывать посуду травкой начинают с выполнения крупных элементов, которые служат как бы канвой узора. На поверхность изделия в определенном ритме и последовательности наносятся крупные, плавно изогнутые мазки — листья, затем узкие завитки и мелкие мазочки. При этом художник постоянно стремится разнообразить рисунок: листочки при кажущейся одинаковости непохожи один на другой. Так, например, мазки наносятся с различной степенью нажима и изогнутости, завершаются острыми или закругленными концами. В какой-то степени приемы травной росписи напоминают каллиграфические, заимствованные у переписчиков книг. То есть роспись выполняется с нажимом на кисть, как на перо при письме. Коснувшись острым кончиком кисти расписываемой поверхности, плавно нажимают на кисть и продвигают ее вперед. А как только достигается необходимая ширина мазка, кисть продолжают продвигать,
постепенно приподнимая. При этом мазок сужается и становится острым. Примерно так же выполняются все другие элементы травной росписи. Иногда травный орнамент дополняется так называемой припиской. Это делает его более сложным и выразительным. К элементам приписки относятся составленные из мелких мазков простенькие цветы, колоски и другие растительные формы.
Верховая роспись под листок также основана на использовании растительных мотивов, только вокруг плавно изогнутых стеблей изображаются стилизованные листья смородины, клюквы, черники, калины, а также плоды этих и других растений. Кроме черной и красной красок, в росписи под листок применяются также зеленая, желтая и коричневая. На первом этапе исполнения росписи рисуют черной краской стебель, а затем дугообразные веточки. С обеих сторон стебля круглым штампиком-тычком, вырезанным из фетра или из березового гриба-трутовика, наносят кружочки-ягодки, которые группируют по несколько штук вместе. На следующем этапе кистью рисуют силуэты листьев. Заканчивают роспись выполнением приписки, то есть между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают совсем крохотные ягодки и листочки.
|
Последовательность
выполнения росписи под листок:
1-нанесение контура узора
2-раскраска фона
3-нанесение приписки
4-приемы работы кистью |
Роспись под фон более сложна и трудоемка. Суть ее состоит в том, что вокруг растительных элементов орнамента фон окрашивается в какой-либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов. Расписывать изделие начинают с нанесения контурного рисунка. Следующий за ним этап называется отпиской и заключается в том, что фон окрашивается черной, красной, коричневой или зеленой краской вокруг намеченных контуров. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно будут выделяться на черном фоне. Затем следует прорисовка деталей, так называемая разживка. На листьях рисуются прожилки, на цветах — тычинки, штрихами подчеркивается объемность растительных элементов. Как и в верховой росписи, работу завершают выполнением приписки, но поверх раскрашенного и уже подсохшего фона.
Другой вид фоновой росписи — кудрина — менее трудоемок. Наносимые при росписи краски закрывают золотистую поверхность незначительно, поэтому изделия, расписанные кудриной, всегда яркие и радужные. Узоры вьются на поверхности изделий подобно золотым кудрям. Узоры кудрины напоминают золотую роспись боярских палат, орнаменты рукописных книг XVII века, а также поволжскую домовую резьбу. Выполнять орнамент начинают с нанесения контурного рисунка, который образуется а результате плавных и ритмичных
движений кисти. Затем окрашивают фон одной или двумя красками. Разживку в орнаменте делают скупыми штрихами, а внутри золотистых, причудливо изогнутых лепестков вводят цветовые пятна, созвучные с фоном.
Вы уже знаете, что все виды росписи выполняются на серебристом фоне, покрытом алюминиевым порошком. Чтобы посуда стала золотистой, ее необходимо закалить. Высохшую роспись покрывают тонким слоем лака и помещают посуду в печь, имеющую температуру 270—300°. Под действием высокой температуры масляный лак слегка желтеет и посуда становится золотистой. Но чтобы получить болев насыщенный золотой оттенок, процесс нанесения лака и закалки повторяют несколько раз. После неоднократной закалки лаковая пленка приобретает высокую прочность.
Если посуда, которую вы делаете, не предназначена под горячую пищу, можно обойтись вообще без закалки. Лак нужно подцветить специальными красителями. При необходимости можно получить любой оттенок прозрачного лака, но мы рекомендуем применять светопрочный оранжевый краситель 2ж, Растворите его в небольшом количестве ацетона или спирта, а затем вылейте в лак и тщательно размешайте до получения однородной окраски. Изделие, покрытое подкрашенным лаком, сушат при комнатной температуре в течение суток. Серебристая поверхность, покрытая пленкой подкрашенного лака, так же отливает золотом, как и при закаливании.
Автор: Г. Федотов
По материалам журнала Юный
Техник
|