Выразительность
мозаике кракле придают так
называемые кракелюры — трещины,
образующие на поверхности
различных материалов причудливый
сетчатый рисунок. Хорошо известна,
например, глазурь кракле,
применяемая для декорирования
керамической посуды и мелкой
пластики. С древнейших времен
вьетнамские и китайские мастера
лаковой живописи применяли в своих
работах хрупкую, легко образующую
многочисленные трещины яичную
скорлупу. В восточной лаковой
живописи яичную скорлупу
наклеивали там, где нужно было
изобразить покрытую трещинами
каменную стену или скалу. Россыпью
мелких скорлупок имитировали
цветение весенних садов.
При распрямлении яичная скорлупа
разламывается на множество
кусочков. Располагаются эти
разновеликие многоугольнички
относительно друг друга в самых
различных сочетаниях.
Образованные между скорлупками
трещины почти незаметны. Но стоит
их проявить с помощью какого-нибудь
красителя, сетчатый рисунок трещин
становится зримым, неожиданно
превращая обычную яичную скорлупу
в привлекательный декоративный
материал. Мелкие трещины
напоминают не только кладку из
дикого камня, но и шершавую кожу
животных, например слона, чешую
змеи или рыбы, панцирь черепахи,
оперение птиц. Это сходство и
наводило художников на мысль
применять скорлупу там, где
встречаются подобные изображения,
особенно в мозаичных наборах.
Но не только
своеобразный рисунок делает
яичную скорлупу привлекательным
материалом для различных
мозаичных миниатюр. Отшлифованная,
а затем отполированная
поверхность мозаичного набора из
скорлупы приобретает ровный
мягкий блеск, подобный блеску
полированной кости.
Цветовая гамма яичной скорлупы
довольно скромна, поэтому
отсутствие ярких красок
восполняется в мозаичном наборе
мастиками. По желанию мастику
можно окрасить в любой цвет.
Мозаикой из скорлупы можно
украшать многие предметы, например
коробки и шкатулки.
Заготовка
материала
Съев на завтрак яйцо,
промойте скорлупу под краном, а
затем на две-три минуты опустите в
пятипроцентный раствор пищевой
соды. Промытую и обезжиренную
скорлупу высушите и положите в
какую-нибудь коробку. Постепенно у
вас соберется достаточное
количество.
Скорлупа настолько непрочна, что
стала своеобразным символом
хрупкости. Умение подковать
хрупкое куриное яйцо маленькой
подковкой считается у мастеров-металлистов
высшим проявлением кузнечного
искусства. Чем больше подковок
удается закрепить на капризном
материале, тем выше мастерство.
Своеобразный рекорд установил
болгарский кузнец Н. Каравасилев,
просверливший в скорлупе куриного
яйца 160 отверстий и поставивший
сразу 20 подковок.
При выполнении мозаичного набора
хрупкость яичной скорлупы тоже
доставляет много хлопот, вынуждает
мастера быть предельно осторожным.
Как, например, вырезать из скорлупы
вставку в виде кружочка или
ромбика, если она крошится от
соприкосновения с любым режущим
инструментом? Оказывается, если
скорлупу покрыть с двух сторон
тонким слоем какого-либо
эластичного клея, то ее можно
резать ножницами. Правда, края
разрезаемой скорлупы будут слегка
крошиться. Если же на скорлупу
наклеить тонкую бумагу, то можно
избежать и этой неприятности.
Внутреннюю поверхность скорлупы
смажьте тонким слоем клея,
например ПВА. Затем разложите
смазанные клеем скорлупки на
тонком листе бумаги, желательно
цветной. Прижмите скорлупу к
бумаге ровной дощечкой.
Примерно через минуту отложите
дощечку в сторону и каждую
скорлупку поочередно с усилием
прогладьте деревянной гладилкой.
Гладилка представляет собой
стержень из твердого дерева, косой
срез которого отполирован до
блеска. Отдельные куски скорлупы
при этом расколются на более
мелкие частицы, которые будут
плотно прилегать к бумаге.
После этого сверху снова наложите
дощечку и придавите ее тяжелым
грузом.
Через две-три минуты, когда клей
схватится, бумагу вместе с
наклеенной на нее скорлупой
смажьте тонким слоем мучного или
крахмального клейстера. На клей
наложите папиросную бумагу и
тщательно разгладьте ее ладонями,
проследив за тем, чтобы она плотно
пристала к бумаге и скорлупе.
Выждите, пока клейстер
окончательно высохнет.
Расклеив таким способом всю
заготовленную скорлупу, сложите
листы в папку. В таком виде их можно
хранить очень долго.
На цветном или темном фоне силуэты
наклеенной скорлупы хорошо видны
даже сквозь папиросную бумагу. Это
дает возможность правильно
ориентироваться при раскрое
заготовок.
На папиросной бумаге, наклеенной
на скорлупу, рисуют контуры
мозаичных элементов.
Силуэт наклеенной скорлупы
неповторим, он может дать толчок
вашему воображению. В силуэт можно
вписать контуры различных
животных, человеческие фигуры,
строения, машины и многое другое.
Нарисовав на скорлупе найденные,
например, контуры рыбы, обрежьте
скорлупу ножницами вокруг силуэта
и наклейте на основу, не
прорабатывая пока мелкие детали.
Ножницами скорлупу легко резать по
прямым и кривым линиям только с
внешней стороны. А всевозможные
выемки, вогнутые вырезы и
отверстия выполняют скальпелем
или резаком и сверлами после
наклеивания скорлупы на основу.
|
Предварительная
обработка скорлупы:
1 — нанесение клея на скорлупу
2 — приклеивание скорлупы к
бумаге
3 — разглаживание скорлупы
гладилкой
4 — наклеивание папиросной
бумаги
5 — вписывание в контуры
скорлупы изображений
различных животных
6 — вырезание
геометрических элементов
мозаики |
Выполнение
мозаики удалением скорлупы
Все учебные мозаичные
работы нужно выполнять на
отдельных дощечках, играющих роль
основы. Подготовленную скорлупу
разрежьте на многоугольники с
прямыми сторонами. Старайтесь,
чтобы они по возможности имели
прямые углы. Это упростит подгонку
их при наклейке на основу. Одну
сторону дощечки-основы оклейте
скорлупой сплошь, тщательно
подгоняя друг к другу вырезанные
многоугольники. Каждый
многоугольник как можно плотнее
прижимайте к основе гладилкой.
Затем на приклеенной к дощечке
скорлупе нарисуйте простым
карандашом контуры задуманного
изображения. На нашем рисунке
показана последовательность
выполнения мозаичного набора с
изображением слона.
В участках фона лишняя скорлупа
удаляется различными режущими
инструментами. Для сверления
глухих отверстий применяют
буравчики или небольшую дрель.
Резьбу, а также скалывание
скорлупы выполняют скальпелем или
ножом-косяком. Гравировку наносят
штихелями.
Работу начинайте со сверления,
затем выполните гравировку по
карандашным линиям, после чего
приступайте к скалыванию скорлупы
в участках, отведенных под фон.
Закончив механическую обработку,
удалите со скорлупы папиросную
бумагу. Предварительно намочите ее
водой с помощью кисти. Через
некоторое время она размокнет и
легко отделится от скорлупы. В
местах стыков иногда остаются
небольшие швы, в которые нужно
вклеить мелкую скорлупу.
На следующем этапе работы над
мозаичным набором необходимо
выявить кракелюры. Одновременно
фон окрашивается тушью в какой-либо
цвет, например, в черный, темно-коричневый,
темно-синий. В состав туши,
выпускаемой промышленностью,
входят спиртовой раствор шеллака,
красители, глицерин, желчь и
антисептики. Благодаря
присутствию желчи — поверхностно-активного
вещества — тушь легко проникает в
мельчайшие трещины, увлекая за
собой все остальные компоненты.
Заполнив трещины между отдельными
скорлупками, тушь не только
окрашивает их, но и скрепляет между
собой. Этому способствует шеллак,
который после высыхания не
растворяется водой.
Убедившись, что мозаичный набор
окрашен равномерно, слегка влажной
тряпкой или тампоном снимите
лишнюю тушь с поверхности скорлупы.
Дождавшись, когда оставшаяся тушь
высохнет окончательно,
приступайте к шлифовке мозаики
мелкозернистой наждачной бумагой,
укрепленной на деревянном бруске.
Шлифовать нужно осторожно — ведь
яичная скорлупа настолько тонка,
что в отдельных местах ее можно
легко снять полностью.
Закончив шлифовку, наждачную
бумагу замените обычной писчей.
Она также обладает абразивными
свойствами благодаря наличию в ней
каолина и мела.
Отполированная поверхность яичной
скорлупы приобретает мягкий блеск
и отдаленно напоминает старую
слоновую кость. Темный матовый фон
подчеркивает и усиливает
выразительность мозаичного набора.
|
Выполнение
мозаики способом удаления
лишней скорлупы:
1 — сплошное наклеивание
скорлупы на основу
2 — нанесение контура рисунка
3 — удаление лишней скорлупы
сверлением, резьбой и
гравированием
4 — декоративная обработка
скорлупы:
смачивание (а)
удаление папиросной бумаги (б)
нанесение (в) и удаление (г)
излишков туши тампоном
5 — шлифование мозаичного
набора |
Мозаичный
набор с мастичным фоном
Если, фон занимает в
мозаичном наборе значительное
место, как, например, в композиции с
изображением сов, то нет смысла
целиком оклеивать скорлупой
поверхность украшаемого предмета.
Ведь примерно половину наклеенной
скорлупы придется потом удалять.
В этом случае лучше оклеивать
скорлупой только те участки, где
будут находиться мозаичные
изображения.
Переведите рисунок на деревянную
основу. Затем, вырезая ножницами
кусочки скорлупы, наклейте их на
основу. Контуры рисунка перенесите
на скорлупу. После высыхания клея
лишнюю скорлупу (на нашем рисунке
она заштрихована) удалите
скальпелем или резаком.
Обычно следы резца портят
поверхность фона, и на больших
участках фона это очень заметно.
Изъян можно убрать, покрыв фон
слоем мастики вровень с наклеенной
скорлупой.
В качестве мастики удобно
использовать эпоксидную шпаклевку.
О том, как ее применять, подробно
описано в прилагаемой к упаковке
инструкции.
Разводить загустевшую шпаклевку
можно ацетоном, а окрашивать
масляными красками.
Мастику осторожно нанесите на
участки фона деревянной лопаткой
или скульптурной стекой. Как
только мастика окончательно
затвердеет, мозаичный набор
осторожно выровняйте напильником.
Затем мозаику смочите чистой водой.
Папиросная бумага, наклеенная
клейстером на скорлупу, намокнет и
легко отделится от нее. Остается
только с помощью кисти и туши
выявить на поверхности скорлупы
кракелюры. Если мастика окрашена,
например, в темно-синий цвет, то и
для проявления кракелюр следует
применять синюю тушь.
В заключение набор отшлифуйте и
отполируйте. Вся поверхность
мозаики обретет ровный мягкий
блеск.
|
Последовательность
выполнения мозаики с
мастичным фоном:
1 — скалывание лишней
скорлупы, сверление и
гравирование
2 — нанесение мастики
3 — выявление кракелюр на
мозаичном наборе |
Мозаика с
многоцветным фоном
Фон может не только
подчеркивать красоту и
выразительность материала,
применяемого в мозаике, но и
активно участвовать в цветовом
решении композиции. При этом
детали скорлупы будут служить как
бы перегородками, отделяющими один
участок фона от другого.
Мастику трех цветов — коричневого,
черного и красного — приготовьте в
разных баночках. Заполните участки
фона вначале коричневой, а затем
темно-красной мастикой.
Для получения крапчатого фона
черную мастику смешайте с
размельченной в ступке скорлупой.
Чтобы мастика не растекалась, по
краям дощечки с мозаичным набором
приклейте бортики из тонкого
картона. После затвердевания
мастики бортики удалите, а
мозаичный набор тщательно
обработайте напильником и снимите
остатки папиросной бумаги.
Скорлупу покройте черной тушью.
Как только она проникнет
достаточно глубоко в трещины
скорлупы, удалите ее излишек. Через
несколько минут, когда тушь
подсохнет, отшлифуйте набор.
Черный крапчатый фон мозаики будет
казаться выложенным из множества
отдельных скорлупок.
Если вам удалось заготовить
скорлупу, имеющую различные
цветовые оттенки, то по
возможности используйте и эту
скромную палитру, например в
работе над мозаичным панно по
мотивам древней архитектуры.
|
Мозаика
из яичной скорлупы различных
оттенков, выполненная по
мотивам старинной архитектуры |
Скажем, в вашем
распоряжении имеется белая,
коричневатая и кремовая скорлупа.
Белая скорлупа подойдет для
имитирования снега, белокаменных
стен, коричневая для крепостных
стен и башен, а кремовая для
строений, находящихся внутри
крепости. Это, конечно, примерная
цветовая раскладка. Применение
скорлупы того или иного оттенка
будет зависеть от характера
изображения и задачи, стоящей
перед художником.
|
Выполнение
мозаики с трехцветным фоном:
1 — нанесение коричневой
мастики
2 — нанесение темно-красной
мастики
3 — приготовление мастики для
пестроцветного фона:
измельчение скорлупы и
смешивание ее со шпаклевкой и
черной краской
4 — мозаичный набор после
шлифовки |
Мозаика на
токарных изделиях
Выточенные на
токарном станке изделия из дерева
можно с успехом декорировать
мозаикой из яичной скорлупы.
При вытачивании нужно заранее
выбрать на заготовках резцом
углубления — не больше 0,5 мм.
Элементы мозаики наклеиваются на
украшаемую поверхность, тщательно
притираются к ней гладилкой. Затем
изделие с мозаичным набором туго
обматывается ремнем или веревкой.
Веревку плотно укладывают вокруг
изделия виток за витком. Чтобы
выступающий из-под скорлупы клей
не прилипал к жгуту,
предварительно оберните изделие
газетной бумагой. Как и на плоской
поверхности, промежутки между
скорлупой заполняются мастикой.
Шлифовать готовый мозаичный набор
можно непосредственно на токарном
станке или же вручную, укрепив
наждачную бумагу на деревянной
колодке с желобчатым углублением,
соответствующим диаметру
обрабатываемого изделия.
|
Выполнение
мозаики на цилиндрической
поверхности:
1 — наклеивание элементов
мозаики
2 — способ прижимания
элементов мозаики к
цилиндрической поверхности
3 — нанесение мастики
4 — шлифование мозаичного
набора |
После выявления на
скорлупе кракелюр и окончательной
шлифовки набора деревянные части
изделия окрашивают в темный цвет
морилкой. При необходимости все
изделие покрывается лаком и
отполировывается.
Автор: Г. Федотов
По материалам журнала Юный
Техник
|