Рог — это костный
стержень, покрытый роговым
чехлом, который растет вместе с
костным стержнем от основания рога,
с годами покрываясь новыми
слоями рогового вещества. Этим
объясняется его слоистая
структура. Довольно тонкий у
основания, роговой чехол
постепенно утолщается, образуя на
вершине очень плотный
монолитный конец. Роговой чехол, из
которого удален костный
стержень, мастера обычно называют
просто рогом. Его используют для
изделий, которые можно условно
разделить на две группы.
|
Строение
рогового чехла:
1 — выпуклая часть
2 — полость рогового чехла (раструб)
3 — вогнутая часть
4 — монолитный конец |
К первой относятся
такие изделия, в которых в основном
используется природная форма рога.
Скульптура, в которой художники,
используя естественную форму и
рисунок рога, создают небольшие
фигурки птиц и зверей, возникла
сравнительно недавно, а в
древности из целого рога
мастера чаще всего изготовляли
утилитарные предметы: совки,
черпаки, пороховницы, кубки.
Во многих областях России пастухи
издревле применяли рог для
изготовления раструба жалейка. В
Белоруссии и Польше рог шел на
раструбы волынки. У народов
Кавказа коровий рог служил
основой традиционных кубков. Его
применяли в сочетании с латунью и
серебром.
Древнюю традицию поддерживают современные
мастера.
Ко второй группе относятся предметы,
сделанные из распрямленных
пластин рога: гребни, пуговицы,
лотки, туалетные коробочки,
женские украшения.
Коровий рог хорошо режется (в
распаренном виде даже ножницами), гнется,
прессуется, полируется и окрашивается.
Его можно отделывать инкрустацией,
гравировкой, ажурной резьбой,
насечкой.
Рисунок рога разнообразен, он имеет
мягкие, приглушенные цвета с
постепенным переходом от черного
к почти белому. Роговая масса
полупрозрачна, и слои рога,
просвечивая, придают ему неповторимое
своеобразие.
|
Изделия из рога:
анималистическая скульптура,
коробочка, жалейки, кубки,
брошь, совок и пуговицы. |
Несколько слов об
инструментах, необходимых для
обработки рога.
Распиливают рог на пластины обычной
столярной пилой. Для черновой
обработки применяют тесло или
косарь, а для выравнивания пластин
— небольшой рубанок и рашпили.
Для выпрямления пластин
используют прессы, струбцины и
зажимы. Шабером, циклями и
кусочками битого стекла шлифуют
поверхность рога перед
полированием. Шаберы различных
сечений легко изготовить из
напильников и надфилей, сточив с
них насечку. Для шлифования
поверхностей, имеющих сложную
кривизну, применяют фигурные цикли.
Окончательную шлифовку и полировку
производят специальными пастами
вручную или на шлифовальных
дисках. Круги для шлифовального
диска можно вырезать из голенищ
старых валенок. Диаметр диска
может быть от 15 до 30 см, а толщина
— 3—4 см. Войлочные круги
склейте клеем БФ-6 и высушите под прессом.
Проделав в центре готового диска
отверстие, укрепите его на валу
точильного станка вместо
абразивного камня. Можно укрепить
диск гайками с шайбами на
металлическом стержне с резьбой,
а сам стержень зажать в патроне
сверлильного станка.
Кроме войлочного, нужен еще и
матерчатый диск — на нем полируют
детали, имеющие сложную
конфигурацию: благодаря своей
гибкости он способен полировать
самые труднодоступные углубления.
Кроме того, матерчатым кругом
снимают лишнюю пасту после
полирования на войлочном круге.
Чтобы изготовить такой диск,
вырежьте из обрезков сукна или
хлопчатобумажной ткани несколько
десятков одинаковых кругов. Сложив
вместе столько кругов, сколько
возьмет машинка, сшейте их.
Отступив от края на 3—4 см,
сначала прошейте по окружности, а
затем по спирали, постепенно
приближаясь к центру. Сшитые круги
последовательно склейте друг с другом.
Клей наносите узкой полоской,
идущей вдоль края на расстоянии
3—4 см от него.
|
1 —
инструменты:
тесло
шаберы
фигурные цикли
пресс для выпрямления мелких
пластин рога
2 — изготовление тряпичного
диска |
Тряпичный круг, как и
войлочный, укрепляется на валу
точильного станка.
Удалить костный стержень из рогового
чехла можно двумя способами —
вымочить рог в воде (на это уйдет
две-три недели) или выварить в
течение нескольких часов. После
вымачивания или вываривания
легкими ударами костным
стержнем о деревянную колоду
снимите с него роговой чехол.
Затем проварите роговой чехол в
воде, добавив в нее немного
питьевой соды. После этого
тщательно вычистите рог изнутри
деревянной лопаткой и обрежьте
ножницами тонкие неровные края
раструба.
Обычно рог имеет серый налет,
который мешает рассмотреть
естественный рисунок. Чтобы
проявить рисунок, обработайте рог
вчерне шабером или циклей.
Учитывая форму рога, пропорции и
рисунок, определите, для каких
целей можно применить заготовку.
Случается, в иной заготовке
отчетливо угадывается образ
какого-нибудь животного.
Не только форма, но и расположение
цветовых пятен рисунка
подчеркивают сходство.
Редкий мастер удержится, чтобы не выполнить
из такого рога анималистическую
скульптуру.
Монолитный конец рога дает
возможность наносить на него
глубокие порезки. Обычно из
монолитной части вырезают морду
животного. Причем вырезают
осторожно, чтобы не нарушить
целостности, которая присуща
анималистической скульптуре из
рога. Часто бывает достаточно
слегка наметить глаза и нос — и
сразу можно узнать, к примеру,
медведя, муравьеда или барсука.
Порой достигают
выразительности добавлением
нескольких мелких, но характерных
деталей. Скажем, белые клыки из
кости превращают рог в забавного
моржа.
Существует и более трудоемкий
способ создания анималистической
скульптуры — наборный, когда
фигурка склеивается из отдельных
деталей. Работать над наборной
скульптурой можно только после
освоения многих технических
приемов обработки рога.
Прежде всего необходимо уметь
распрямлять и гнуть пластинки рога.
Зажав монолитную часть в тисках,
распилите рог на кольца или
пластинки. Оставшийся монолитный
конец может быть потом
использован для мелких резных и
токарных работ.
Кольца и пластинки кипятите в воде
до тех пор, пока они не станут
мягкими. Слегка дав рогу остыть,
распрямите кольцо или пластинку
руками и зажмите в прессе между
двумя медными полированными
плитами, предварительно
подогретыми.
Чтобы заготовки рога не треснули,
винт пресса нужно вращать медленно.
После высыхания прямо в прессе
заготовки надежно сохраняют
полученную форму.
Есть и другой способ выпрямления
рога — его применяют, когда
нужно распрямить целый рог.
Отпилите монолитный конец и
разрежьте раструб вдоль выпуклой
части. Возьмите рог металлическими
щипцами, углубите в муфельную печь
и держите на весу. Перед этим
обязательно наденьте огнезащитные рукавицы.
В зависимости от температуры в
муфельной печи рог будет
развертываться быстрее или
медленнее.
Как только он развернется
совсем, не давая остыть, зажмите
в прессе между двумя медными
плитами.
После полного остывания рог можно
вынимать из-под пресса.
Из распрямленных роговых пластинок
толщиной не более 5 мм можно
изготовить декоративные лотки,
коробочки, а также детали наборной
скульптуры способом прессования.
Из березового, дубового или
букового бруска изготовьте
матрицу и пуансон. В матрице
вырежьте полукруглыми
стамесками углубление,
соответствующее форме изделия. В
пуансоне эта же форма должна
быть выпуклой, но с таким
расчетом, чтобы при соединении
пуансона и матрицы между ними
оставался зазор, равный толщине
пластинки.
Перед прессованием роговую пластинку
прострогайте рубанком, следя за
тем, чтобы толщина ее была
одинаковой на всех участках. Затем
окончательно обработайте
пластинку рубанком, отшлифуйте и
отполируйте.
Нагретую в муфельной печи
пластинку нужно сразу же
прессовать, осторожно, без резких
движений вдавливая ее пуансоном в
матрицу под прессом.
После полного остывания изделие
или деталь выньте из-под пресса.
При работе с рогом часто возникает
необходимость согнуть некоторые
детали под определенным углом.
Крупные детали можно согнуть,
нагревая их над электрической
или газовой плитой, а мелкие — над
пламенем свечи. Нужно следить за
тем, чтобы пламя не касалось
рога.
После размягчения пластинку согните
как нужно и дайте остыть в этом
положении.
Крупные детали гните в рукавицах.
Ювелирные изделия, декоративные
панно и другие вещи, имеющие
темную однородную окраску, в
некоторых случаях можно
инкрустировать металлической
проволокой. По контуру процарапанного
тонкой иглой рисунка
просверлите отверстия, соответствующие
диаметру проволоки. Проволоку
можно взять латунную, медную или
алюминиевую. Смазав конец
проволоки клеем БФ-2, вставьте ее в
отверстие и обрежьте кусачками
заподлицо.
Таким же образом заполните все
остальные отверстия рисунка.
После высыхания клея концы
проволоки сточите напильником,
затем отшлифуйте наждачной
бумагой и отполируйте.
Крупную деталь или целый рог можно
довольно хорошо отшлифовать
шабером или кусочками стекла.
Шлифовать нужно все время вдоль
направления волокон.
Проверить качество шлифовки можно
на глаз, поместив рог так, чтобы
на него падал боковой свет,
хорошо выявляющий мельчайшие
царапины. При шлифовании снимаются
мельчайшие стружки. На
последней стадии шлифовки, чтобы
снимаемые стружки были как
можно тоньше, обрабатывайте рог
очень легкими прикосновениями
инструмента.
Детали, имеющие сложную
поверхность, шлифуйте подходящими
по размерам и форме циклями. Но
чтобы удалить очень мелкие
царапины, которые трудно заметить
невооруженным глазом, отшлифуйте
поверхность еще и пемзовой
пастой.
Размолотую и просеянную пемзу
разведите в широкой посудине
водой до густоты сметаны. Затем
смочите края тряпичного диска и
нанесите на него пасту деревянной
лопаточкой. Поверхность рога тоже покройте
слоем пасты с помощью щетинной
кисти.
Включив станок, начинайте
шлифовать, осторожно прижимая
рог к диску.
Шлифовку можно считать
законченной после полного
удаления пасты с поверхности
рога.
Закончив шлифовку, протрите рог
чистой тряпкой и высушите.
Полируют рог на войлочном кругу
с пастой ГОИ. Паста наносится на
круг во время его вращения. При
полировании не следует сильно
прижимать предмет к диску — от
сильного трения на роге могут
возникнуть оплывы.
После того как на выпуклых и других
доступных участках возникнет
интенсивный блеск, а углубленные
места, забитые пастой, уже не
прополировываются, продолжите
полирование на чистом тряпичном
диске — оставшаяся в углублениях
паста удалится, одновременно
отполируются углубленные места.
Полировать можно и вручную куском
войлока, но это займет значительно
больше времени.
Для многих поделок полировка —
заключительная стадия работы. Но
если изделие состоит из
отдельных деталей, работа
завершается только после
склеивания.
Все детали нужно отшлифовать и
отполировать до склеивания.
В наборной скульптуре детали склеивают
рыбьим клеем или клеем БФ-2.
Пластины рыбьего клея
размельчите и залейте водой.
Примерно через пять часов, когда
клей окончательно разбухнет,
распустите его в клееварке.
Предназначенные для склеивания места
зачистите наждачной бумагой,
смажьте тонким слоем клея, приложите
друг к другу и накрепко свяжите
прочными нитками.
В некоторых случаях детали можно
склеить под прессом или стянув
струбцинами.
Окончательно рыбий клей высыхает примерно
через 5—6 часов.
Некоторые детали из рога по желанию
можно окрасить в более темный цвет.
Красивую окраску с серебристым
лоском дает водный раствор
азотнокислого серебра.
Азотнокислое серебро, больше
известное под названием ляписа,
можно купить в аптеке.
Тон окраски будет зависеть от
концентрации раствора.
Погрузите пластинку в раствор и выньте
из него, как только она станет
бурой. Затем опустите ее в
стеклянную посуду с чистой водой и
поставьте на свет, лучше на солнце.
Пластинку нужно вынуть из воды,
как только она приобретает
желаемую окраску.
Просушенную пластинку натрите
куском замши до появления мягкого
серебристого блеска.
Подкраску можно применять и в
тех случаях, когда необходимо сделать
более выразительной гравировку,
выполненную на светлом роге.
Гравированный рисунок натрите
масляной краской более темного
тона, чем цвет рога.
После протирания поверхности сухой
тряпкой на ней четко проявится
гравировка.
|
Современное
декоративное панно,
выполненное из рога и металла |
Автор: Г. Федотов
По материалам журнала Юный
Техник
|
|