Попробуйте свои силы в древней, но популярной и ныне технике ювелирной обработки металла — филиграни или, как говорили на Руси,— скани.
Пусть вашим первым изделием станут подвески. Это украшение будет хорошим подарком.
НАЧНЕМ С ИНСТРУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛА
Главный инструмент ювелира — паяльный аппарат или просто горелка. Сделать ее можно из одного или двух последовательно подключенных компрессоров для аквариума (рис. 1а).
Резиновая или пластмассовая трубочка от них будет накачивать воздух в химическую колбу с плотной резиновой пробкой (рис. 16). Эта колба—для бензина (рис. 1в).
Через второе отверстие в пробке пары бензина из колбы попадут через пластмассовую трубку в металлический наконечник (рис. 1г). Сам наконечник горелки лучше изготовить из латунной, медной или стальной нержавеющей трубки внутренним сечением 4—5 мм (рис. 2).
Для того чтобы пламя отсекалось от паров бензина после отключения компрессора, необходимо в кончик трубки вложить рулончик туго скрученной медной, латунной или стальной мелкой сетки. Накручивать рулончик лучше всего на швейную иглу (рис. 2а). Получившаяся дырочка около 1 мм в диаметре даст нужное «игольное» пламя.
Для пайки нам понадобится припой, который изготовим из серебра (подойдут кусочки от сломанной сережки или колечка) и латуни (штыри от электроштепселя). На
1 грамм серебра уйдет 0.4 грамма латуни. О том, как варить припой,— чуть ниже. Нужен, конечно, и флюс, самый доступный — это порошок буры
(Na2. В4 О7х10 Н2О), его можно купить в аптеке.
Потребуется также два пинцета: один — длинный, а другой — укороченный, на конце которого надо сделать два конуса, один чуть поменьше другого. Этим пинцетом ювелиры изгибают проволоку для узора (рис. За). Приготовьте и
кусачки-бокорезы (маникюрные щипцы), ножницы, кусочек нержавеющей проволоки толщиной около 1 мм и длиной 8—10 см. Нержавеющую проволоку вбейте в деревянную палочку (подойдет старый черенок от кисточки) и кончик ее заточите в виде иглы (рис. 36).
Помните: для работы с огнем необходим асбест, чтобы не прожечь стол и не устроить пожар. Кусочки асбеста (асбокартона 5X5 см) можно найти там, где ведутся электрогазосварочные работы. Под 4—5 слоев асбокартона подложим кусок фанеры, чтобы проще было передвигать наш столик для пайки.
Нам будет нужен отбеливающий раствор — отбел для очистки изделия после пайки. Это слабый — 10—15% — раствор серной кислоты (Н2SО4) или медного купороса. Концентрированную кислоту, напомним, заливают в аккумуляторы автомобиля. В одной баночке приготовим кислоту, а в другой воду, в ней будем промывать изделие. Баночку с кислотой надо накрыть куском стекла, чтобы она не «выдыхалась». Не забудьте: чтобы не обжечься, при растворении нужно вливать кислоту в воду, а не наоборот!
ВАРИМ ПРИПОЙ
Для этого собранные кусочки латуни н серебра надо вместе расплавить в тигле — специальной теплостойкой баночке. Тигель можно сделать самому
из обычной глины (рис. 4). Высушить, а потом нагреть паяльным аппаратом (обязательно на асбестовой подкладке!) до слабого малинового цвета.
Теперь насыплем в горячий тигель буры
и нагреем его, пока бура не перестанет подниматься хлопьями, превратившись в массу наподобие канцелярского клея. Сюда же бросим кусочек серебра. Расплавившись, оно будет бегать в тигле, как ртутный шарик В этот момент аккуратно длинным пинцетом положим в тигель латунь (риг. 5).
Соединившиеся металлы нужно расплавить до жидкого состояния. Если вся масса слитка не плавится, то разделите ее на пропорциональные кусочки и плавьте по частям.
Дадим им остыть, убрав пламя горелки, и вытащим слиток пинцетом, придерживая другим пинцетом тигель. Будьте осторожны: и тигель, и слиток нагреты до 700°С — в два раза горячее пламени спички! Остывший слиток разобьем молотком на наковальне до тонкой пластинки. Припой ножницами нарежем в виде маленьких кусочков 1X1 или 1,5X1,5 мм. Ну а если вы не смогли достать компоненты такого припоя, не волнуйтесь,— можно вести пайку и обычным оловом с канифолью.
ЭСКИЗ ПОДВЕСКИ
Готовя эскиз, постарайтесь предусмотреть, чтобы все детали подвески как можно чаще соприкасались друг с другом,— тогда изделие будет прочным. Эскиз приклейте на картон, который оберните полиэтиленовой пленкой. Через нее видно узор, но к ней ничего не приклеивается. Теперь выбираем медную проволоку (от старых радиоприборов) подходящей толщины (лучше 1; 1,1; 1,2 мм)
и несильно расплющиваем отрезок в 1 —1,5 м легкими ударами молотка (рис. 6а).
Плоскую проволочку легче изгибать в одном направлении и прочнее можно спаять. Один конец (большой) держим в руке, а второй берем коротким пинцетом
и закручиваем деталь узора (рис. 6б). Получившийся завиток прикладываем к эскизу и проверяем, подходит ли он по размерам. Готовый завиток отрезаем щипцами и приклеиваем клеем БФ-2 или БФ-6 (его можно купить в аптеке) на обернутый пленкой эскиз. Последующие детали подклеиваем к первой. Клея нужно как можно меньше, при пайке его место займет припой, а клей сгорит. Собранное изделие подсушиваем 1,5—2 часа, а потом аккуратно (не разрушая) снимаем с пленки.
НАЧИНАЕМ ПАЯТЬ
Переносим изделие на асбест и начинаем плавно водить по нему пламенем. Отсоединяющиеся детали придерживаем нержавеющей проволокой на деревянной палочке. Поэтому горелку лучше держать в левой руке, а в правой палочку или длинный пинцет. Нагретое изделие посыпаем бурой, она немного вскипает и растекается по деталям, замещая клей.
Теперь на месте соединения элементов узора пинцетом прямо в пламя вносим кусочки припоя. Они тут же сворачиваются в шарики и если
"убегают" от стыка (места соединения деталей), то вы подталкиваете шарики иголочкой из нержавейки. Ее можно предварительно нагреть в пламени и опустить в буру, затем вновь нагреть до малинового цвета. Кусочки сами будут налипать на горячую буру. Подносим иголкой такой шарик к стыку и пламя направляем больше на стык и в
меньшей степени — на иглу с припоем (рис. 7).
Припой всегда «бежит» туда, где горячее, поэтому шарик при касании переходит на медь и, растекаясь, прочно соединяет детали узора. В последнюю очередь припаиваем петлю-ушко, через которое пройдет цепочка или нитка.
Спаянное изделие, подогревая, снимаем пинцетом с
асбокартона и опускаем в отбел на 10—15 мин. В его растворе отходят остатки, буры и растворяются оксиды меди. Затем изделие промываем в воде и проверяем прочность соединения элементов (слегка потрогав каждый
стык пинцетом), так как иногда соединение держится на буре, а
не на припое. Неудачно спаянное место нужно вновь перепаять.
Подвеска готова! Но чтобы у нее был нарядный вид, ее надо отполировать набором щеток «Мастер» или кусочком войлока (например, от старого валенка) с пастой ГОИ или пастой для правки бритв. Затем промойте изделие в бензине.
И засияет в руках мастера сканный узор!
Автор: М. Соколов
По материалам журнала Юный
Техник
|