Самоделки: все своими руками!
Сделать стартовой

Народные промыслы

Добавить в избранное

Навигация

На главную
Список рубрик
Гостевая книга
Каталог ссылок
Рассылки@Mail.ru
Рассылка Умехи на Content.Mail.Ru: Количество подписчиков на текущий момент
 
 
Заработай, продавая ссылки
 

Каменная палитра

Разрезая и шлифуя пестроцветные камни — яшму, мрамор, порфир, слоистый халцедон или агат, мастера-камнерезы раскрывают удивительный мир, населенный реальными и фантастическими образами, которые воображение угадывает в случайных сочетаниях причудливых линий и пятен. Сиреневое зимнее утро и красный осенний закат, голубые силуэты заснеженных гор и оливковые просторы степей. Трудно поверить, что все эти картины не написаны кистью живописца, а созданы миллионы лет назад в недрах земли стихийными силами природы.
Еще в эпоху Возрождения итальянские камнерезы обратили внимание на выдающиеся «художественные способности» пестроцветных камней. Для создания нерукотворных картин они использовали местное сырье. Отполированные пластины руинного мрамора, вставленные в нарядные рамы, чаще всего напоминали ландшафты со средневековой архитектурой. Иногда, чтобы сделать пейзаж более понятным, флорентийские мастера врезали в поверхность каменных пластин фигурки человека, животных, изображения деревьев и различных незамысловатых построек.
Природная красота камня привлекала внимание и живописцев.
На тонких пластинах пятнистого лазурита писали масляными красками пейзажи, в которых естественный рисунок камня имитировал небо. На полированной поверхности гипса, имеющего красно-оранжевые и палевые оттенки, порой изображались многофигурные композиции на мифологические темы. Оставляя в некоторых местах камень открытым, а в других нанося краски тонким прозрачным слоем, художники добивались удивительного эффекта.
В странах Востока в качестве фона для миниатюрных живописных работ до сих пор широко используется отливающий всеми цветами радуги перламутр.
Большой знаток и ценитель красоты камня академик А. Е. Ферсман мечтал о том, «чтобы в сочетании фантастических образов, рожденных камнем», современные художники «нашли новые формы творческого восприятия окружающей природы». Этим словам крупного ученого и поэта камня во многом созвучно творчество крымского художника Мина Федосеевича Клементьева. Уроженец Урала, края талантливых и искусных мастеров-камнерезов, он с раннего детства полюбил красоту полированного камня. До сих пор в его воображении встают камни из замечательной коллекции уральского сказителя Павла Бажова, которую художнику довелось увидеть еще мальчишкой.
Кто знает, сколько тонн камней прошло с тех пор через его руки. Он тесал, пилил и шлифовал их, стараясь понять секреты красоты. Оригинальные композиции, образы, сюжеты постоянно проходили перед глазами, и постепенно возникла мысль создавать каменные картины от начала до конца самому, не полагаясь на случайности природы, вкладывать в каждую картину определенное содержание, свободно комбинируя цветные пятна и линии, характерные для палитры камня. После долгих поисков и многочисленных опытов был найден материал, по своим свойствам близкий к натуральному камню. Стало возможно создавать искусственные каменные поверхности практически неограниченных размеров. М.Ф. Клементьев оформлял один из залов в Московском Доме архитекторов 
и работал над панно для культурного центра Олимпийской деревни.
Попробовать свои силы в работе над созданием каменных композиций Мин Федосеевич рекомендует прежде всего тем из вас, кто имеет хотя бы некоторые навыки в работе с обычными красками и по-настоящему любит пестроцветные камни.
Прежде чем приступать к работе, необходимо хорошо изучить природный рисунок камня, постигнуть необыкновенную музыкальность его палитры. Художник должен не просто копировать камень, а писать, как это делает живописец, ставя перед собой определенные творческие задачи.
Сложность каменной живописи заключается в особом даре видеть картину через призму камня, умело использовать колорит и характерную текучесть линий, которую имеют натуральные камни.

Каменная палитра

1 — груша, 2 — губка, 3 — банка с разбавителем, 4 — скребок, 5 — палитра с цветными гипсовыми смесями, 6 — мастихин, 7 — фрагмент пластины.

Всякая живопись требует подготовительной работы. Когда замысел созрел, нужно сделать эскиз. Какую выбрать технику для эскиза — акварель, темперу, масло, пастель, подсказывает интуиция художника.
По эскизу создается каменная пластина. Основой для нее могут служить картон, фанера, древесностружечные или асбестоцементные плиты.
Дерево, картон и древесностружечные плиты загрунтуйте жидким раствором казеинового или столярного клея. Клей предохраняет основу от проникновения в нее влаги.
Асбестоцементные плиты грунтовать не нужно — они влагу не впитывают.
В отдельных коробках или банках составьте цветные гипсовые смеси. Таких смесей должно быть не менее пяти: красная, желтая, синяя, черная и белая. Но можно составить и больше.
Насыпьте в каждую коробку сухой гипс примерно на три четверти ее объема. В каждой коробке гипс смешайте с пигментом — сухой краской.
Если сухие краски в магазинах достать не удастся, их придется приготовить самим из гуашевых красок. Положите гуашевую краску в стеклянную банку, залейте большим количеством воды и тщательно размешайте. Пусть смесь отстоится до тех пор, пока вода не станет почти прозрачной. Краситель осядет на дно, а связующее останется растворенным в воде. Слейте воду, оставив на дне краситель. Точно так же промойте краситель еще два-три раза. Слив воду в последний раз, дайте красителю высохнуть. Если он хорошо промыт, то после высыхания станет сыпучим, и его уже можно будет мешать с гипсом, как было сказано выше.
Теперь приготовьте разбавитель.
В 100 граммах воды распустите на водяной бане 3 грамма рыбьего или столярного клея. В клеевой раствор добавьте примерно 30 граммов уксуса. Уксус замедляет процесс затвердевания гипса. Обычно гипс схватывается в течение 6—8 минут, а текучесть сохраняет лишь в течение 2—3 минут. Уменьшая или увеличивая дозу уксуса, добавляемого в разбавитель, можно регулировать срок схватывания гипсового раствора, сохраняя его в рабочем состоянии необходимое время.
Палитру для составления красочных гипсовых растворов изготовьте из фанеры, пропитав ее горячей олифой. Окрашенные гипсовые порошки насыпьте кучками вдоль края палитры.
Техника письма сравнительно проста.
Положите мастихином на свободное поле палитры немного подкрашенного гипсового порошка. Затем окуните мастихин в растворитель и осторожно перенесите немного жидкости на палитру. Тщательно перемешайте гипсовый порошок с разбавителем до получения консистенции мягкой замазки. Теперь тем же мастихином красочную смесь наносите на загрунтованную основу.
Разумеется, одними чистыми цветами никогда не пишут, а составляют из нескольких цветов сложный цвет. В сухом состоянии цветной гипс кажется блеклым, но после добавления разбавителя он приобретает насыщенный цвет — тот, который должен получиться после полировки и шлифовки. Эту особенность цветного гипса нужно все время иметь в виду, только тогда при некоторой тренировке можно будет точно составлять задуманный цвет.
Слой гипса, нанесенный на поверхность основы, должен быть не тоньше пяти миллиметров. Если слой слишком тонок, есть опасность при шлифовке протереть его до основы.
Закончив писать, дождитесь, пока гипс схватится на всех участках, и приступайте к выравниванию поверхности. Но прежде сделайте специальный скребок: на одной стороне стальной пластины выпилите трехгранным напильником зубцы в виде трапеции. Скребок можно сделать из куска ножовочного полотна, слегка сточив зубья. Поверхность гипса обильно смочите водой и обрабатывайте скребком до тех пор, пока она не станет гладкой на ощупь. Проведите ладонью по поверхности гипса — если пальцы ощутят неровности, снимите бугорки скребком, а выемки заполните подкрашенным гипсовым раствором.
После удаления мелких дефектов можно приступить к окончательной отделке — шлифовке и полировке.
Шлифовать начинайте крупнозернистым абразивным камнем. При этом не забывайте обильно смачивать поверхность гипса водой. Шлифуя, постепенно переходите к более мелкозернистым абразивам. Для шлифовки также можно применить водостойкую наждачную бумагу, укрепив ее на гладком деревянном бруске.
Чтобы достигнуть большего впечатления естественности, поверхность гипсовой пластины нужно отполировать до зеркального блеска, как полируют натуральные камни.
Шлифовальные порошки и пасты можно купить в любом хозяйственном магазине.

Автор: Г. Федотов
По материалам журнала Юный Техник

.

 счетчик посещений

Каменная палитра
1 — пейзажная яшма,
2 — копейчатая яшма,
3 — агат,
4 — алтайский мрамор,
5 — орская яшма,
6 — лазурит,
7 — малахит.
 
.
    Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100 SpyLOG      
При копировании - активная ссылка обязательна!

Подборка материалов © В.M.' 2008...

Designed by В.М.

Hosted by uCoz