Еще в позапрошлом
веке народные мастера подметили,
что мазки масляной краски,
положенные с обратной стороны стекла,
приобретают необычную яркость и
насыщенность. И тогда эту
особенность стали использовать
при создании небольших живописных
работ, в которых стекло
становилось не только основой (подобно холсту)
для красочных слоев, но и надежно
защищало их от пыли, копоти, влаги.
Стеклянную живописную картину
можно было протирать влажной
тряпкой, даже кислоты (за
исключением плавиковой) не могли
испортить полированную
поверхность.
Технологические приемы живописи
на стекле отличались простотой.
Очищенное стекло мастер
накладывал на гравюру и
быстрыми движениями пера наносил
контуры изображения. Потом,
ориентируясь на них, расписывал
стеклянную поверхность.
Характерной особенностью живописи
на стекле было то, что нанесение
красочных слоев шло в обратном
порядке. Вначале на стекло
наносили мелкие детали
изображения, затем более
крупные и, наконец, в последнюю
очередь расписывали участки
живописной композиции и фон.
Расписанное стекло вставляли в
деревянную раму, окрашенную в
темно-коричневый цвет. Сегодня
таким образом редко рисуют картины.
Но техника живописи на стекле не
забыта: из отходов витринного и
оконного стекла изготовляют
облицовочные плитки, которые
используют при отделке душевых и
ванн, лестничных клеток и
вестибюлей. Высокая химическая
стойкость позволяет применять
их для защиты производственных
помещений, подвергающихся
воздействию всевозможных
химических элементов.
Из отходов
оконного стекла можно делать
красивые декоративные композиции
и для оформления домашнего
интерьера. Но осваивать
технологические приемы живописи
на стекле нужно с самого простого
— с росписи небольших
декоративных плиток. Об этом мы
сегодня и поговорим.
Оконное стекло
имеет толщину 2, 2,5, 3, 4, 5 и 6 мм, а
витринное — 6,5 и 7 мм. Для
изготовления декоративных плиток
больше подходит витринное стекло,
но если его нет, подойдет и оконное,
толщиной не менее 4 мм. Более тонкое
стекло используется для
миниатюрной росписи, например
вставок для шкатулок и т. п.
В быту для резки листового стекла
применяются алмазные и роликовые
стеклорезы. Приспособление держат
вертикально. Если же стеклорез не
оставляет на стекле след, его
слегка наклоняют в ту или иную
сторону. При правильной резке
стекло издает слабый звук с легким потрескиванием
снизу, а потом по этой риске
стекло обламывают о край стола. Ту
же технологию нужно соблюдать и
при резке роликовым стеклорезом.
Раскраивая стекло на заготовки, не
нажимайте слишком сильно на
стеклорез. Это вам не поможет.
Затупившиеся режущие кромки
роликового стеклореза затачивайте
на шлифовальном круге.
Заготовки для
декоративных облицовочных
плиток проще всего нарезать по
шаблону. На рисунке 1 мы показали,
как это делается. При резке шаблон
накладывают на стекло и прижимают
к столу. Чтобы стекло не
смещалось в сторону движения
стеклореза, в столе просверливают
отверстие и вставляют в него
штырь. Края отрезанной заготовки —
острые. Если их не сточить, они
поранят руки. Поэтому обработайте
грани стеклянных плиток на
шлифовальном круге или бруске. При
стачивании смачивайте водой
брусок, шлифовальный круг и стекло.
Работайте в защитных
очках и перчатках.
Теперь поговорим
о том, как из стеклянных
заготовок сделать прямоугольные
облицовочные плитки. Их обычно
используют для выкладывания
ленточного орнамента. Он состоит
из повторяющихся
изобразительных элементов —
раппортов. Стеклянные заготовки
сначала обезжирьте, вымыв их в 5%
растворе питьевой соды. Сушить
стекла удобнее на подставке,
представляющей собой доску,
вдоль которой на равном расстоянии
вбиты деревянные или
металлические штыри.
Затем просушенное стекло
осторожно, стараясь не касаться пальцами
лицевой стороны, накладывают на
лист бумаги с рисунком, обводят
тушью ученической ручкой со
стальным, тростниковым или гусиным
пером (рис. 2).
Прямые линии проводят рейсфедером,
по линейке. Тушь высыхает быстро,
поэтому уже через несколько минут
можно приступать к росписи стекла.
Для этой работы можно применять не
только художественные масляные
краски в тюбиках, но и эскизные в
банках, а также малярные.
Роспись выполняют колонковыми и
щетинными кистями (рис. 3).
Вначале мазки наносят по контуру орнамента
колонковой кистью. Незакрашенное
пространство между ними
заполняют щетинной кистью.
Работайте смело, не бойтесь выйти
за пределы контура. Все неточные
мазки на стекле легко удаляются
сухой тряпкой.
Плитки нужно расписывать в
несколько этапов. После нанесения
первого слоя на всех заготовках их
устанавливают на подставку— для
просушки. Примерно через двое
суток, когда вы убедитесь, что
краска высохла, можно
приступить к следующему этапу
работы — нанесению фона. Но прежде
чем приступить к этой операции, проверьте,
насколько аккуратно выполнена
роспись. Если края узора
неровные, с зубчатыми выступами,
выровняйте их, соскоблив лишнюю
краску скребком.
Закончив правку росписи, закрасьте
заготовку краской, приготовленной
для фона. Наносят ее широкой
плоской кистью — флейцем. Чтобы
краска ровно легла на стекло, ее
наносят в два приема: вначале вдоль плитки
(рис. 4), а затем поперек (рис. 5).
Окрашенные плитки снова
просушивают на подставке.
Последний, третий слой краски не
несет декоративной нагрузки. И все
же желательно, чтобы он и второй
слои были одного цвета.
Свежеокрашенные плитки
посыпьте крупнозернистым речным
песком (рис. 6).
После просушки (рис. 7) излишки
песка удалите щеткой-сметкой.
На следующем рисунке показана
технология изготовления
квадратных декоративных плиток, из
которых обычно составляют так
называемый сетчатый орнамент. Он
равномерно покрывает поверхность
стены, образуя сплошной узор.
Изготавливают квадратные плитки в
той же последовательности, что и прямоугольные
(рис. 1а, б, в). Разница лишь в приемах
выполнения росписи. В сетчатом
орнаменте роспись делают без предварительного
(контурного) рисунка, а
ориентируясь на подложенный под
стекло эскиз.
Используют обычно две краски —
белую и желтую.
Расписанные плитки (рис. 2) сушат двое
суток на подставке, затем наносят
фон, а еще через двое суток —
последний слой краски. Его тоже
посыпают речным песком. Готовый
сетчатый орнамент изображен на
рисунке 3.
Прямоугольные и квадратные
стеклянные плитки крепят цементным
раствором или мастикой ПЦ. Если
основа, к примеру стена, на которой
устанавливают плитки, цементная, в качестве
связующего состава применяют
так называемые тощие цементные
растворы, состоящие из одной части
цемента и четырех-пяти частей речного
песка. Если же плитки крепят
мастикой, в нее желательно
добавить немного песка и молотой
извести.
Применение таких связующих
растворов обусловлено тем, что
стекло и бетон по-разному
реагируют на изменение
температуры. Песок и известь в
какой-то степени подравнивают
их коэффициент линейного
расширения.
И еще об одном
изделии нам хотелось бы
рассказать — фрагмент его вы
видите на нашем третьем рисунке.
На письменный стол нередко кладут
толстое оконное стекло. Но, как
известно, прозрачное стекло дает
световые блики, а они утомляют
зрение. Поэтому лучше всего стол
покрывать расписанным стеклом —
столешницей. А чтобы она совсем не
утомляла глаза во время занятий,
для росписи ее используйте неяркие
приглушенные цвета, близкие к
цвету различных пород дерева.
На нашем рисунке
(см. внизу) показан фрагмент
орнаментальной композиции
столешницы — одна четвертая ее
часть. В середине расположена
розетта — орнамент, вписанный в
круг.
Раппорт, представляющий собой
стилизованные растительные формы,
повторяется в розетте восемь раз.
Коротко поясним, как выполняется
роспись этого небольшого
фрагмента.
Сначала на
очищенное от грязи и жировых пятен
стекло наносят тушью контурный
рисунок (рис. 1).
Затем, отступив от его границ на
несколько миллиметров так, чтобы
образовались узкие просветы,
раскрашивают элементы узора (рис.
2).
Темно-коричневой или черной
краской окрашивают фон вокруг
узора — также отступив от
внешних контуров рисунка на
некоторое расстояние (рис. 3).
Краску просушивают, после чего
закрашивают желтой краской
просветы между контурами рисунка и
элементами узора (рис. 4).
Как только желтая краска высохнет,
составляют колер для фона и окрашивают
стекло полностью широкой кистью (рис.
5).
Дождавшись, когда высохнет и этот слой
краски, наносят еще один, более
густой. На свежую краску кладут
лист газетной бумаги или ткань и
тщательно разглаживают. Бумажная
или тканевая подкладка не
только удерживает стекло от
смещения на столе, но и
предохраняет его от раскалывания.
Готовый раппорт показан на
рисунке 6.
Автор: Г. Федотов
По материалам журнала Юный
Техник
|