На севере нашей страны еще и сейчас можно встретить крестьянские избы, крыши которых венчают своеобразные скульптурные украшения — «коньки» и «курицы». Кончая строить дом, крестьянин шел в лес и находил там подходящую еловую лесину вместе с корневищем. Затем обрабатывал корневище так, как подсказывали его природные формы, словно высвобождая заключенный в корневище образ животного. В природе нет деревьев с одинаковыми корнями, отсюда и бесчисленное разнообразие «коньков». Слегка обработанные простым топором, еловые корни превращались то в гривастого коня, то в сказочную птицу, то в оленя с ветвистыми рогами. Из елей, но только более мелких, вырубались «курицы» — скульптурно обработанные крюки, которые поддерживали водосточный желоб. При раскопках древнего Новгорода была найдена «курица», вырезанная из корня в виде дракона.
Но не только в архитектурных деталях использовали крестьяне особенности строения дерева. Из корней и сучьев мастерили они мебель и простейшие орудия труда. Не забывали и про детские игрушки. Какой-нибудь сучок превращался в умелых руках то в задорного коника, то в утушку, то в лукавого мужичка-лесовичка.
Простая и выразительная, выполненная с глубоким пониманием пластических возможностей дерева, крестьянская лесная скульптура привлекла к себе внимание профессиональных художников. В мастерских С. Т. Коненкова и В. А. Ватагина впервые появляются необычные, овеянные поэзией сказок скульптуры из причудливых корней и сучьев.
Сейчас не так уж редко можно встретить людей самых различных профессий, которые отдают свой досуг увлекательной работе над лесной скульптурой. Доступна она и вам. Надо только любить природу, не проходить равнодушно мимо всего, что вас окружает в лесу. И тогда вы будете ходить в лес не только за грибами да за ягодами, но и за сказкой. А сказка эта в лесу всюду. Вглядитесь внимательно в витиеватый сучок, упавший с сосны; быть может, это пришедший из старой русской сказки знаменитый Змей Горыныч?
Конечно, отыскать корень, который бы совершенно точно копировал человека или животного, невозможно. Как правило, лесная скульптура передает только самое основное, самое характерное. Эта недосказанность делает ее предельно выразительной, пленяет красотою естественных форм дерева.
Есть несколько подходов при работе над корневой скульптурой. В одном случае нужно только найти сучок и, отгадав заключенный в нем образ,
водрузить на подставку. В другом случае скульптурные композиции собирают по составленному заранее эскизу, отпиливая и подгоняя друг к другу множество деталей из корней. Материал, собранный в лесу, всегда подскажет вам, как поступить в том
или ином случае. Заготовку материала начните с интересных сучков и корней, таких, которые имеют красивые извивы, сложные переплетения или же хотя бы отдаленно напоминают какие-то живые существа.
Часто бывает, что принесенный домой интересный корень долго не желает «раскрывать» себя. Но пройдет, может быть, не одна неделя, и вы вдруг обнаружите, что это уже не просто корень, а персонаж известной вам
басни или сказки.
Много интересного материала можно собрать в лесных речках, из которых легко извлечь так называемые топляки — корни и сучья затонувших деревьев. Полежавшая некоторое время в воде древесина ольхи и березы приобретает серебристо-серый цвет. Темно-коричневыми, почти черными становятся ветки дуба. На торфяниках, там, где неподалеку растет сосна, можно найти ее корни медно-красного цвета. Собранные корни промойте тут же в реке. Полежав несколько дней на берегу, они хорошо просохнут, и их можно перенести в мастерскую.
В лесу много выворотней — деревьев, вывороченных с корнями ветром. Освободите их корневища от грунта и отпилите ножовкой наиболее интересные части. Одновременно заготовляйте материал для подставок. Для этого собирайте в лесу
грибы-трутовики, куски сосновой коры. Имея под руками необходимый материал, можно приступить к работе.
Как правило, корни и сучья требуют совсем незначительной доработки. Иногда бывает достаточно одного штриха, чтобы скульптура заговорила. Доработка включает в себя полирование фигурки, подрезку и подточку отдельных деталей, а при необходимости и укрепление трухлявой древесины. Полирование выполняют после того, когда поверхность древесины тщательно очищена. Возьмите куриную косточку и, постепенно усиливая нажим, натирайте ею древесину. После этой операции дерево приобретает мягкий блеск старого серебра. Помните, что косточкой можно полировать только крепкую древесину. Мягкую древесину следует укрепить. В растопленный парафин добавьте немного скипидара. Полученной мастикой обильно смажьте древесину, а когда мастика подсохнет, разотрите ее щеткой или сукном до блеска.
Часто бывает необходимо удалить случайные трещины, дупла, выбоины. Для этого изготовьте шпаклевку из мелких опилок, замешанных на клею. При необходимости шпаклевку можно подцвечивать акварельными красками.
Готовую фигурку укрепите на подставке клеем и деревянными штырями. Хорошо подобранная подставка не только делает скульптуру устойчивой, но и усиливает ее выразительность. Например, золотую рыбку лучше всего укрепить на срезе древесины хвойного дерева, текстура которого напоминает бегущие волны. В некоторых случаях скульптуру вместе с подставкой можно покрыть лаком. Но этим приемом
следует пользоваться крайне осторожно, только в тех случаях, когда это оправдано художественным замыслом.
Автор: Г. Федотов
По материалам журнала Юный
техник
|