|
|
Самолет TBF появился в начале 1940 г., когда ВМС
США с целью получения более современного
бомбардировщика-торпедоносца объявили конкурс, заказав у
компании Grumman два опытных самолета XTBF-1 и две недели спустя
- два опытных самолета у соревнующейся с нею компании Vought.
Это был своеобразный вызов конструкторской группе Груммана во
главе с Б. Швендлером, производившей до этого удачные палубные
истребители, но не бомбардировщики-торпедоносцы. Опытный
самолет, совершивший свой первый полет 1 августа 1941 г.,
представлял собой цельнометаллический среднеплан, за исключением
рулевых поверхностей с полотняной обшивкой. Для размещения на
авианосце консоли крыла могли складываться. Конструкция крыла и
фюзеляжа, тормозного крюка была стандартной, а шасси
убирающимся.
Более поздние варианты имели возможность взлета при помощи
ракетных ускорителей. Силовая установка состояла из
звездообразного двигателя Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью
1700 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого шага. После летных
испытаний, проведенных компанией Grumman, ВМС США провели
оценочные испытания, которые удачно завершились в декабре 1941
г. До декабря 1943 г. компания Грумман должна была построить
2293 экземпляра. Среди них были самолеты TBF-1, в основном
сходные с опытным самолетом, и модели TBF-1C. Компания также
произвела опытные самолеты XTBF-2 и XTBF-3, имевшие
соответственно двигатели XR-2600-10 и R-2600-20. В ВМС
Великобритании, получивших по ленд-лизу 402 самолета TBF-1B, эти
самолеты первоначально были названы Tarpon Mk I, но в январе
1944г. переименованы в Avenger Mk I. Модели Avenger под
обозначениями ТВМ-1 и ТВМ-1С (эквивалентные самолетам TBF-1 и
TBF-1C соответственно) производились с сентября 1942г. по
лицензии и компанией General Motors. Всего было поставлено 7546
самолетов до закрытия сборочных линий компании в июне 1945 г.
Из ранних моделей Великобритании получили 334 экземпляра TBM-1,
которым дала обозначение Avenger Mk II. General Motors
предложила и опытный самолет XTBM-3, имевший двигатель
R-2600-20, как у самолета ХТВF-3 производства компании Grumman,
но отличающийся усиленными лонжеронами. Большое количество машин
было также поставлено без тяжелой надфюзеляжной турели с
бустерным управлением. Поставки этой модификации, получившей
обозначение ТВМ-3, начались в апреле 1944г., и ВМС
Великобритании приобрели 222 подобных самолета под обозначением
Avenger Мk III. Окончание войны не позволило General Motors
пустить в серию опытный самолет ХТВМ-4, который отличался
усиленной конструкцией фюзеляжа. После войны самолеты Avenger
выполняли В США важные задачи по поиску и обнаружению подводных
лодок, пока не были для этой цели построены специальные машины.
Они также использовались как всепогодные бомбардировщики,
самолеты радиопротиводействия, транспортные машины. В
Великобритании противолодочные варианты получили обозначения
Avenger AS.Mk 4 или Avenger AS.Mk 5.
Модификации самолета:
TBF-1D/TBF-1CD - модификации самолетов TBF-1/TBF-1C, снабженные
сантиметровым радаром.
TBF-1E - модификация модели TBF-1, имевшая дополнительное
авиационное электронное оборудование.
TBF-1J - новое обозначение самолета TBF-1, полученное после его
переоборудования во всепогодный.
TBF-1L - модификация модели TBF-1, снабженная в бомбовом отсеке
убирающимся прожектором.
TBF-1P/TBF-1CP - модификации самолетов TBF-1/TBF-1C,
предназначенные для фоторазведки.
TBM-1E/TBM-1J/TBM-1L/TBM-1P - самолеты производства компании
General Motors, эквивалентные моделям TBF-1E/TBF-1J/TBF-1L и
TBF-1P соответственно.
TBM-3D - модификация самолета TBM-3, оборудованная сантиметровым
радаром.
TBM-3E - модификация самолета TBM-3, снабженная дополнительным
авиационным электронным оборудованием.
TBM-3H - модификация самолета TBM-3, оборудованная бортовой РЛС
обнаружения надводных целей ASV.
TBM-3J - новое обозначение самолета TBM-3, полученное после
переоборудования его во всепогодный.
TBM-3L - модификация самолета TBM-3, снабженная в бомбовом
отсеке убирающимся прожектором.
TBM-3M/TBM-3M2 - модификации самолета TBM-3, предназначенные для
запуска ракет.
TBM-3N - послевоенная модификация самолета TBM-3,
предназначенная для ночных атак.
TBM-3P - модификация самолета TBM-3 для фоторазведки.
TBM-3Q - модификация самолета TBM-3 для радиопротиводействия.
TBM-3R - модификация самолета TBM-3, вмещающая семь пассажиров и
груз для доставки на борт авианосца.
TBM-3S/TBM-3S2 - модификации самолета TBM-3, предназначенные для
нанесения противолодочных ударов.
TBM-3U - модификация самолета TBM-3 общего назначения и для
буксировки мишеней.
TBM-3W/TBM-3W2 - модификации самолета TBM-3, предназначенные для
поиска подводных лодок; применялись совместно с самолетами
TBM-3S/TBM-3S2, формируя с ними противолодочную команду
"охотник-убийца".
Тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение -
1942 Размах крыла - 16,51 м Длина - 12,19 м Высота - 5,0 м
Площадь крыла - 45,52 кв.м Масса, кг - пустого самолета - 4850 -
нормальная взлетная - 8280 Тип двигателя - 1 ПД Wright R-2600-20
Cyclone 14 Мощность - 1900 л.с. Максимальная скорость - 444 км/ч
Крейсерская скорость - 236 км/ч Практическая дальность - 1626 км
Максимальная скороподъемность - 630 м/мин Практический потолок -
9175 м Экипаж - 3
Вооружение: 2 12,7-мм передних пулемета, 1 12,7-мм пулемет в
надфюзеляжной турели и 1 7,62-мм пулемет в подфюзеляжной
позиции; до 907 кг вооружения в бомбовом отсеке и узлы крепления
для НУРС или торпед, сбрасываемых баков или контейнера с радаром
под крылом.
По
материалам иллюстрированного каталога
авиации мира |