Идея такого аппарата была высказана давно. Еще в 1927 году К. Э. Циолковский опубликовал брошюру «Сопротивление воздуха и скорый поезд», в которой изложил проект поезда на воздушной подушке, движущегося по специальному пути.
Однако всего четверть века минуло с тех пор, как появились первые скользящие над поверхностью машины — аппараты на воздушной подушке (сокращенно АВП). И сразу же возник вопрос: к какому классу транспортных средств их причислить — воздушному, водному или сухопутному? Этот спор так ни к чему и не привел. Преимущество АВП как раз в том и состоит, что они могут двигаться над любой поверхностью: легко преодолевают болотистую тундру, мелководье, пустыни, снежные и ледовые поля. Пожалуй, ни один вид транспорта не развивался после своего рождения так быстро, как АВП. Это объясняется в первую очередь простотой конструкции и универсальностью применения. В мире построено и строится множество АВП различного назначения. Небольшие АВП используются для туризма, спорта, как патрульные катера и универсальный вездеходный транспорт. АВП весом в сотни тонн нашли применение в качестве паромов для грузопассажирских перевозок.
АВП обычно представляет собой кабину с куполообразной камерой, в которую нагнетатель подает воздух. Давление в подкупольном пространстве повышается,
и аппарат отрывается от поверхности. При этом воздух из
камеры начинает выходить наружу. Для приведения АВП в движение применяются винтовые или реактивные Двигатели.
Цифрами на рисунках обозначены:
1 — кабина
2 — платформа
3 — кронштейн двигателя
4 — двигатель
5 — руль направления
6 — киль
7 — держатель руля
8 — стабилизатор
9 — юбка
10 — гибкое ограждение
11 — перегородки
12 — корпус вентилятора
13 — вентилятор
А теперь расскажем о модели АВП, которую может построить любой начинающий моделист. На рисунках она представлена в масштабе 1 : 6. Для работы вам понадобятся: лист двухслойного гофрированного картона, ватман, лента из ткани болонья, небольшой лист целлофана или другого прозрачного пластика, ножницы, острый нож, клей, микродвигатель ДП-1 и два тонких провода.
Модель состоит из платформы, кабины, юбки, гибкого ограждения, оперения, вентилятора и его корпуса, руля. Кроме того, между корпусом вентилятора и стенкой кабины слева и справа приклеиваются перегородки, препятствующие перетеканию воздуха из сопла в переднюю часть кабины.
Наиболее сложная деталь модели — кабина. Она склеивается из ватмана. В ее передней части находится пассажирский отсек, а задняя, сужающаяся часть образует сопло для создания горизонтальной реактивной тяги. В крышке кабины вырезается отверстие с лепестками под корпус вентилятора. Над этим отверстием проходит кронштейн для установки микродвигателя.
Оперение состоит из двух килей, стабилизатора и руля направления. Платформу сделайте из листа гофрированного картона размером 50X30 см. Ее ломаная передняя кромка вписывается в полуокружность диаметром 30 см. В платформе вырежьте круглое отверстие под корпус вентилятора и треугольное — дня отбора воздуха в сопло. Задние углы скруглите. Юбка изготавливается из двух полосок ватмана длиной 73 см.
Вентилятор — самая ответственная деталь модели. Корпус его представляет собой цилиндр диаметром 12 см. Втулку вентилятора вырежьте из гофрированного картона. В косые прорези ее вставьте шесть лопастей, склеенных из ватмана и проклеенных с двух сторон. В центр втулки вклеивается ось — кусочек спички длиной около 1 см. При сборке вентилятора следите за тем, чтобы все лопасти были одинаковы и входили во втулку на глубину 1,5 см.
Перейдем к сборке модели.
Вначале в платформу вклеивается корпус вентилятора. Вставьте его в отверстие платформы и отогните снизу лепестки, предварительно смазанные клеем. На корпус вентилятора наклейте перегородки. Затем займитесь кабиной. Окна ее нужно заклеить целлофаном, а на кронштейн двигателя наклеить усиливающую накладку. После этого, отогнув боковые стенки, склейте кабину. Готовую кабину приклейте по периметру к платформе, а затем, отогнув лепестки, к корпусу вентилятора.
Юбка состоит из двух частей, которые сзади склеиваются внахлест, а спереди их стык прикрыт передним щитком кабины.
На юбке закреплено гибкое ограждение. Оно позволяет значительно увеличить высоту подъема АВП при неизменной мощности двигателя. При наезде на препятствие гибкое ограждение огибает его.
На настоящих АВП гибкое ограждение делают из прорезиненной синтетической ткани. Для нашей же модели достаточно использовать ленту шириной 1,5 см и длиной 1,5 м из ткани болонья. Лента необязательно должна быть цельной, ее можно склеить из нескольких кусков. Приклейте ее к юбке с внутренней стороны. Теперь установите модель на подставку, чтобы гибкое ограждение не сминалось, и приклейте к платформе кили со стабилизатором.
Руль вставляется отогнутыми лапками в две полукруглые прорези: вверху — в стабилизаторе, внизу — в специально приклеенном бумажном прямоугольном держателе. Двигатель закрепите на кронштейне. Вал двигателя соединяется с валом вентилятора кусочком стержня от шариковой ручки.
Модель АВП готова. Остается подсоединить к двигателю с помощью двух тонких проводов питание от двух батареек 3336 или от сети через выпрямитель. При испытании готовой модели возможно, что ее движение
сначала будет хаотичным. Аппарат может двигаться даже боком. В этих случаях требуется регулировка. Дело в том, что АВП не связан с поверхностью и весовая балансировка имеет для него такое же значение, как для самолета. Если какая-то часть АВП перевешивает, это приводит к несимметричному истечению воздуха из-под платформы, а значит, к созданию паразитной горизонтальной тяги. В этом случае нужно приклеить кусочек пластилина со стороны, противоположной направлению движения.
Иногда модель начинает вращаться в сторону, противоположную вращению вентилятора: это происходит из-за реактивного момента. На вертолетах для ее компенсации имеются хвостовые винты. На нашей же модели достаточно отрегулировать руль.
Не забудьте позаботиться о красивом внешнем виде модели.
Автор:
В. Губин, инженер
Рисунки: Н. Кирсанов
По
материалам журнала Юный
техник
|