|
|
Fw.190D - "длинноносая
Дора", как его называли в люфтваффе, или "Дора-9" -
рассматривался Танком в качестве временного решения до
готовности Та.152. Однако, сам по себе этот прекрасный
истребитель во многих аспектах представлял собой наиболее
удачную модель, выпускавшуюся "Фокке-Вульфом".
Для переделки в Fw.190d использовались шесть планеров А-серии.
Первый из них (CF+OX) получил обозначение V17 и полетел в марте
1942 г. Двигатель на нем был Jumo-213А. К середине лета к нему
присоединились еще пять подобных машин V20-V23 и V25. За
исключением V21 c новыми законцовками крыла, увеличившими размах
до 10,8 м, опытные самолеты не отличались от машин серии А.
Фюзеляж получил только 45-см прямую вставку непосредственно
перед оперением, чтобы тем самым компенсировать удлинение
носовой части на 0,6 м вследствие замены мотора.
Большинство этих опытных самолетов были вооружены парой
синхронных пулеметов МG-17 и пушками МG-151/20 в корне крыла.
Испытания проходили параллельно с полетами машин серии С. Позже,
в 1943 г несколько планерон Fw.190a-7 переделали под двигатель "Юмо".
Они поступили в люфтваффе для войсковых испытаний под
обозначением Fw.190d-0. Первым из них был Fw.190-V53 (DU+UС).
Вооружение осталось, как на А-7 - пара фюзеляжных МG-17 и четыре
крыльевых МG-151. Тем временем первый опытный самолет новой
серии - V17 был модифицирован как прототип будущих серийных
машин Fw.190d-9, которые стали выпускаться с лета 1944 г. Вторым
опытным самолетом этой модификации стал Fw.190-V54.
Fw.190d-9 несколько отличался от предсерийных D-0. Хорда его
стабилизатора была увеличена на 130 мм, а площадь стала больше
на 0,23кв.м, что решило проблему неустойчивости самолета на
некоторых режимах. Консольные МG-151 сняли, а МG-17 заменили на
МG-131. Были и некоторые другие незначительные изменения,
например, в мотораме. Под фюзеляжем появился держатель ЕТС-504,
под крылом можно было установить два держателя ЕТС-71 или
ЕТС-503. На самолете был установлен прицел ТSА-2d и оборудование
системы форсажа МW-50.
Первоначально пилоты люфтваффе приняли "длинноносую Дору" с
некоторым подозрением. Двигатель Jumo-213 рассматривался, как
чисто бомбардировочный, и его установка на истребитель была явно
вынужденной мерой. Да и сам Танк этого не отрицал. В октябре
1944 г во время визита в первую группу, перевооруженную на
"Дору-9" - III/JG.54 в Ольденбурге, он назвал самолет решением "чрезвычайным"
в ожидании готовности Та.152. 12 октября 9-я и 10-я эскадрильи
были переведены в Ахмер и Хесепе для обеспечения прикрытия
взлетов и посадок Ме-262 из JG.7 - на этих режимах самолет
Мессершимитта был крайне уязвимым. Первое же серьезное
знакомство пилотов JG.54 с "Дорой-9" рассеяло все сомнения.
Новый самолет без труда обставлял своего предшественника с
ВМW-801 на вертикали и на пикировании. Кроме того, он обладал
отличной скоростью крена. Пилоты убедились, что истребитель "Фокке-Вульфа"
с двигателем Jumo-213 ло крайней мере не уступает хваленому "Мустангу"
Р-51В.
Установленный на D-9 двигатель Jumo-213А-1 с трехлопастным
винтом-автоматом VS-111 развивал мощность 1776лс на взлете и
1600лс на высоте 5500 м. С впрыском водно-метаноловой смеси
мощность повышалась до 2240лс у земли, 2000лс на высоте 3400 м и
1880лс на 4750 м. Сама двигательная установка крепилась на
кольцевой раме к противопожарной перегородке как единый узел на
четырех болтах. Два полукруглых радиатора монтировались вокруг
редуктора. За ними были выпускные створки, регулируемые
автоматически термостатом на валу двигателя. Топливо размещалось
в двух баках перед кабиной. В переднем было 230 л топлива, а в
заднем - 290 л. В бак для МW-50 за кабиной можно было залить еще
115 л топлива. Впрыск МW-50 можно было использовать на взлете и
до высоты 5000 м в течение 10 минут. Всего бака хватало на 40
минут форсажа.
Для фюзеляжных пулеметов МG-131 было по 475 патронов на ствол, а
для двух МG-151 в корне крыла - по 250 снарядов. Бронезащита
состояла из 14-мм заголовника, 8-мм бронеспинки у пилота, а у
двигателя из двух плит, между которыми располагался радиатор.
Передняя плита толщиной 11 мм, а задняя - 6 мм. Прямая вставка в
хвостовую часть фюзеляжа вмещала восемь кислородных баллонов -
своеобразный противовес двигателю.
Поставки Fw.190d-9 в люфтваффе начались в августе 1944 г с
заводов "Фокке-Вульфа" в Коттбусе и "Физелера" в Кассель-Вальдау.
Еще в начале производства Fw.190d-9 получил каплевидный фонарь
по образцу серии F. С начала 1945 г небольшое число самолетов
было выполнено в варианте Fw.190d-9/R11 - всепогодного
истребителя с автопилотом РКS-12 и навигационным оборудованием
FuG-125 "Хермине". С начала 1945 планировалось все самолеты
серии D выполнять многоцелевыми, способными использоваться в
качестве перехватчика и штурмовика.
В конце осени 1944 г Технический департамент, ранее отдававший
предпочтение двигателю Jumo-213, пересмотрел свои взгляды после
изменения ситуации с поставками двигателей. В результате
последовала инструкция при первой же возможности заменить на
Fw.190d двигатель "Юнкерса" на двигатель "Даймлер-Бенца". В
октябре 1944 г два первых серийных Fw.190d-9 были переделаны под
двигатель DВ-603АЕ прямо на сборочной линии завода "Фокке-Вульфа"
в Зорау. В течении месяца испытания с новым двигателем проходили
на базе "Даймлер-Бенца" в Эхтердингене. Fw.190d с DВ-603 еще
назывался "Хаспельягер" в честь директора "Диймлер-Бенца"
Хаспеля, который и подтолкнул министерство авиации к решению
принять новый двигатель. Во время испытаний эти самолеты
показали скорость 700 км/ч на высоте 10000 м.
Самолет планировалось выпускать с двигателем DB-603Е или
DВ-603ЕА под обозначением Fw.190d-14, а с DB-603ЕD или DВ-603G -
Fw.190d-15. Переоборудование последнего из стандартного Fw.190d
началось раньше первого. Между 11 и 17 марта 1945 г в
Эхтердинген была перегнана первая партия из 15 Fw.190d-9 для
переоборудования в D-15. На них ставился двигатель DB-603G
взлетной мощностью 1900лс и 1560лс на высоте 7400 м. Прежде чем
американцы заняли завод, успели переоборудовать только один
самолет.
Всего же было построено от 650 до 700 истребителей серии D. В
декабре 1944 г только завод "Фокке-Вульфа" в Мариенбурге
выпускал в день восемь Fw.190d, хотя с воздуха казался
совершенно разрушенным бомбардировками.
Всего в 1944 г люфтваффе приняли 11411 Fw.190 разных серий - на
375% больше, чем за предыдущий год. До конца 1944 г поступило
16724 истребителя "Фокке-Вульфа". Никаких точных данных о
производстве в течении 1945 г нет, но можно предполагать, что в
последние месяцы войны было выпущено около 2700 самолетов.
По
материалам авиационной энциклопедии
Уголок неба |