Из
магазина вы принесли домой
новенькую магнитолу и
предохраняющий пенопласт, в
который она запакована, выбросили.
А жаль, это ведь хороший поделочный
материал. Хотите убедиться!
Послушайте совет опытною
моделиста, мастера спорта СССР
Вячеслава Тихомирова.
Для летающих моделей наиболее
подходит мелкошариковый пенопласт
полистирольных сортов, или, проще
говоря, от упаковки телевизоров. Он
наиболее качественный —
равномерно вспенен, однороден по
объему, прочен и небольшого
удельного веса. Но для малой
авиации подойдут и другие легкие
сорта.
Для работы нужно пенопласт сначала
подготовить — нарезать на ровные
пластины. Делается это обычным
остро заточенным столовым ножом с
тонким широким лезвием.
Выровняйте одну из широких сторон
заготовки мелкой шкуркой,
наклеенной на ровную толстую
фанерку. Затем на рабочем столе на
некотором расстоянии друг от друга
закрепите две деревянные рейки. Их
сечение должно точно
соответствовать отрезаемой
толщине. Направляющие рейки — это
своеобразный калибр при раскройке
пенопласта без разметки. Однако,
чтобы резать пенопласт обычным
ножом, нужен опыт. Новичку лучше
воспользоваться термическим
резаком, о котором мы не раз писали
и в журнале, и в приложении. Нужно
взять отрезок первой струны от
гитары и запитать ее от трех-четырех
больших круглых батареек.
Определить требуемую температуру
нагрева «термоножа» не составит
труда. Если режим подобран
правильно, вы увидите — на
проволоке после резки будут
оставаться небольшие «усики».
Длинные «усики» сигнализируют о
недостаточной температуре, а их
отсутствие — о перегреве. Для
работы понадобится еще клей ПВА
или казеиновый (предупреждаем:
клей, содержащий
нитрорастворитель, не годится — он
мгновенно растворит материал).
Нужны также тонкие нитки и
сосновые или липовые рейки
сечением от 2x2 до 4X4 мм. Кроме
названных инструментов,
потребуются наждачная бумага и
рубанок для обработки реек.
Теперь
о том, как сделать модель.
Предлагаем начать с.., голубя!
Прототип для копирования выбран не
случайно. В этой модели не
обязательно точно следовать за
нашими чертежами. Геометрия «Голубя»
может быть и другой. Правда, от
этого будет зависеть и полет
модели. С «Голубем» можно
поэкспериментировать, подобрать
наиболее аэродинамичные контуры.
На основе шаблонов, предложенных
нами, вы можете построить
несколько моделей. Напомним, что
наиболее подходящий и доступный
материал для шаблонов — плотная
чертежная бумага или тонкий картон.
По шаблонам вырежьте из
пенопластовых заготовок толщиной
около 3 мм крыло, хвост, туловище
птицы и закруглите края наждачной
бумагой. Задние кромки несущих
плоскостей вначале срежьте ножом
на клин и только затем зачистите
шкуркой. Детали крыла согните
немного — в результате должен
образоваться вогнуто-выпуклый
профиль, обладающий лучшими
летными качествами в сравнении с
обычным плоским. Склейте между
собой детали так, чтобы не нарушить
их взаимное расположение.
Аккуратно собранная модель залог
хороших летных характеристик.
Дождавшись полного высыхания клея,
еще раз проверьте качество швов и
правильность сборки. Особое
внимание обратите на положение
хвоста модели; по отношению к
набегающему потоку воздуха он
должен оказаться под меньшим углом,
чем крыло. Разница должна
составлять около 3°. Носовую часть
туловища оклейте с обеих сторон
полосками плотной бумаги или
тонкого картона. Здесь же
нарисуйте голову птицы и закрепите
балансировочный грузик из свинца
или другого мягкого металла. Цель
балансировки — обеспечить
указанное на рисунке положение
центра тяжести (ЦТ). Точность этой
операции проверяется с помощью
картонной вилки (см. рис.).
Теперь можно приступать к
испытаниям. Если в полете «Голубь»
будет резко взмывать в небо,
подогните заднюю кромку оперения
вниз. Если пикировать — вверх.
Другой дефект — резкий уход модели
в вираж — проще всего выправить
подгибом «килевой» части в сторону
обратную направлению виража. Если
это не поможет, выправьте крутку
крыла. Последовательность здесь
такова: если после запуска «Голубь»
уходит в крен на левое крыло, то
правят именно эту плоскость,
поднимая переднюю кромку «консоли»,
наоборот.
Отлаживая модель, постарайтесь
сначала добиться ровного
прямолинейного полета на
максимальную дальность. И лишь
затем, добавив груз в носовую часть
и сместив таким образом центр
тяжести вперед на 3—4 мм,
попробуйте запустить птицу из
катапульты. Ею может быть обычная
авиамодельная резиновая нить
сечением 1X2 мм и длиной около 150 мм,
привязанная к тонкой палочке.
Свободный конец нити завязывают в
кольцо — в него и вставляют при
запуске модель.
Приобретя навыки постройки и
запуска модели «Голубя», можете
смело переходить к более сложным
летательным аппаратам. Один из
таких — на нашем рисунке. Это
прототип современного
сверхзвукового истребителя. Если
при изготовлении его у вас не
возникнет особых проблем — можете
считать, что вам по плечу модели
самолетов любых типов, вплоть до
многомоторников.
По
материалам журнала Юный
техник
*****
Я
попробовал.
Применил
снова пенопласт от вакуумных
упаковок для нарезки.
Вот,
что у меня получилось:
ЛЕТАЕТ!..
|