Микродвигатель «Ритм» не случайно пользуется наибольшей популярностью среди моделистов: он надежен и прост в эксплуатации и удобно компонуется на модели. «Ритм» сконструирован известным авиамоделистом, инженером из г. Киева Борисом Краснорутским и первоначально предназначался для гоночных моделей самолетов.
Однако благодаря своим эксплуатационным
данным этот мотор стал универсальным: его применяют и на летающих моделях, и
на моделях аэросаней, автомобилей, судов.
Чем же отличается «Ритм» от других аналогичных моторов? Он меньше расходует горючего, более долговечен, имеет оригинальное цилиндрическое золотниковое распределение, а четыре перепускных канала его обеспечивают надежную продувку и хорошее наполнение цилиндра горючей смесью. Кроме того, детали «Ритма» прочны и надежны. Вот основные
денные этого мотора: объем цилиндра — 2,46
куб.см; мощность при 15 000 об/мин — 0,35 л. с.; ход поршня — 16 мм; диаметр цилиндра — 14 мм; вес без горючего и винта — 200 г.; диаметр применяемых винтов от 180 до 200 мм; вращение винта — против часовой стрелки.
1
— Коленчатый вал
2 — Гайка
3 — Разрезной конус
4 — Шайба упорная
5 — Шайба
6 — Картер
7 — Гильза
8 — Шатун
9 — Прокладка
10 — Поршень
11 — Поршневой палец
12 — Винт контрпоршня
13 — Рубашка цилиндра
14 — Контрпоршень
15 — Крышка
16 — Прокладка
17 — Пробка
18 — Золотник
19 — Шариковый подшипник
20 — Винт М 3X30
21 — Жиклер
22 — Шайба
23 — Гайка
Как выбрать мотор!
Закрепите воздушный винт на носке коленчатого вала и проверните коленчатый вал.
Он должен вращаться легко до того момента, пока поршень не закроет выхлопные окна. После этого должно ощущаться значительное сопротивление вращению. Чем сильнее это сопротивление, тем лучше качество мотора.
При сжатии в цилиндре через выхлопные окна будут выходить пузырьки воздуха. Чем меньше пузырьков, тем лучше мотор.
«Обкатка» нового двигателя
Итак, у вас новый двигатель. Не устанавливайте его сразу на модель, сначала обкатайте
на стенде. Мотор укрепите на прочной доске, прикрепленной к столу или скамейке, и отрегулируйте мотор так, чтобы он работал на средних оборотах (правила и приемы запуска приводятся в инструкции, прилагаемой к мотору).
Во время обкатки из выхлопных окон выделяется отработанное масло. Сначала черное: идет процесс приработки деталей, — потом светлее. А минут через 10—15 почти совсем чистое масло: значит, детали приработались, и мотор можно эксплуатировать на полных оборотах.
Горючее
«Ритм» хорошо работает на стандартном горючем — смеси керосина, эфира и касторового масла, взятых в равных пропорциях по
объему. Во время обкатки количество касторового масла берут больше — до 40%», а при запуске моделей в холодное время года, чтобы улучшить пусковые качества мотора, увеличивают процент эфира в горючем — до 40%.
Можно ли заменять компоненты горючего другими сортами? Ответим сразу — нельзя, за исключением касторового масла. Частично или в крайнем случае полностью его заменяют авиационным маслом МК.
Крепление мотора
Он должен быть надежно закреплен на мотораме модели четырьмя болтиками диаметром 3 мм. Во время работы мотора возникает сильная вибрация. Поэтому, чтобы гайки болтиков не отвернулись, законтрите их вторыми гайками или в крайнем случае замажьте свободные концы болтиков нитрокраской. Моторама должна быть достаточно массивной, чтобы мотор во время работы не вибрировал, иначе он не разовьет полной мощности и будет работать неустойчиво.
Конструкция бачка
Старайтесь установить бачок как можно ближе к карбюратору.
Уровень горючего в заправленном бачке должен находиться на уровне отверстия жиклера или немного выше. Это обеспечит легкий запуск мотора.
Особое внимание обратите на соединение топливопровода с баком и жиклером мотора. Трубка топливопровода надевается на жиклер и трубку бака плотно, иначе мотор совсем не будет работать или будет работать с перебоями. В качестве топливопровода лучше всего использовать эластичную трубку из полиэтилена или хлорвинила (внутренним диаметром от 1,5 до 2,5 мм) либо трубку от велосипедного ниппеля.
На моделях применяются бачки для горючего разнообразных форм и конструкций. Они зависят от назначения моделей (см. рис.). Делают их чаще всего из тонкой жести, а иногда из целлулоида.
Для заправочных и топливопроводных трубок лучше всего применять медную или латунную трубку размером 2X3 мм. Ее вставляют в отверстие бака и запаивают. Бачок, как и двигатель, должен быть надежно закреплен на модели.
Виды бачков:
1 — для кордовых скоростных и тренировочных моделей самолетов, аэросаней, аэромобилей, автомобилей
2 — для кордовых пилотажных моделей и моделей воздушного боя
3 — для кордовых гоночных моделей самолетов
4 — для радиоуправляемых моделей самолетов.
Срок службы мотора
Доброкачественно изготовленный мотор при нормальной эксплуатации может работать несколько десятков часов. Хотите продлить срок службы мотора, оберегайте его от проникновения внутрь песка и пыли, старайтесь не запускать модель на загрязненных площадках. Ведь если песок попадет в цилиндр, он повредит зеркало цилиндра и может вывести мотор из строя.
Если ваша модель потерпит аварию и мотор, упав на землю, загрязнится, ни в коем случае не прокручивайте винт. Сначала разберите мотор и промойте в бензине каждую деталь отдельно. И, только собрав промытый мотор и смазав его детали маслом, вы можете завести его снова.
Постепенно в цилиндре и на поверхности поршня накапливается нагар. Периодически его необходимо аккуратно удалять ножом или отверткой, используя для этого каждую разборку мотора.
Помните, без особых причин мотор разбирать не следует, так как при этом нарушается приработка его деталей. А после разборки редко удается установить детали точно так, как они были установлены вначале.
Автор:
Ю. Хухра
По
материалам журнала Юный
техник
|