И сегодня среди млекопитающих, живущих на деревьях, можно встретить таких, что ловко приспособились к планирующим полетам. Их крылья — всего лишь кожистая перепонка, расположившаяся между лап вдоль тела и иногда достигающая головы и
хвоста. Она совсем не мешает зверьку «трудиться» всеми четырьмя лапами и здорово
выручает при передвижении.
Белку-летягу можно встретить в наших лесах, а среди обитателей тропиков — это летучие кус-кусы и шерстокрылы. Последние
особенно интересны. Теряя высоту всего в 1 м, они способны пролетать от 7 до 15 м. Лишь очень немногие самолеты, задуманные, как правило, для рекордных полетов, планируют лучше. Быть может, если мы познаем все секреты крыла шерстокрыла, то найдем путь к созданию очень легких и дешевых самолетов с небольшим расходом топлива. Прибавьте, что крылья могли бы быть складными, а значит, весь аппарат занимал места не больше, чем автомобиль на стоянке.
Однако создать такой самолет не легко. Поставим более простую задачу — попробуем построить модель.
Самые крупные шерстокрылы имеют размах крыльев 0,8 м и вес 1,3 кг. Если и вправду их аэродинамическое качество столь велико, появится возможность построить небольшой летательный аппарат с радиоуправлением, способный брать на борт фотоаппарат, телекамеру или ретранслятор. Найдется ему дело и в сельском хозяйстве. Но все это будущее, а пока простая опытная модель шерстокрыла, что показана на рисунке.
Материалы для нее — деревянная рейка 10X10 мм, алюминиевая проволока диаметром 3 мм и пленка от полиэтиленовых пакетов. На снимках крыло шерстокрыла в профиль похоже на букву 5. Такую же форму имеет «хребет» модели — проволочная дужка, примотанная к рейке. Точно так же крепятся и «кости лап». Только обязательно загните на их концах колечки. Иначе летящая модель может поранить человека.
Положение центра тяжести подбирается перемещением груза, укрепленного при помощи резиновых колец и рейки. Обшивка крыла пришивается к «костям лап» и хребту в отдельных точках.
Изгибая проволочные элементы, добьемся устойчивого полета. Сделанная нами модель показывала аэродинамическое качество от 3 до 5. Но алюминиевая проволока не самый лучший материал. Конечно, она легко гнется, но это же и ее недостаток. Форма модели каждый раз теряется после удара при приземлении. И, если вы и приобрели опыт, можно попробовать собрать каркас крыла из бамбука или шпона. Более упругий и прочный материал позволит сделать и качественнее обтяжку. Это сказывается и на полете. А как он у вас пройдет...
Автор:
Н. Варгин
По материалам
журнала Юный
техник
|