Карманный фонарик
стал предметом снаряжения каждого
туриста. Да вот беда — энергию
батареек приходится экономить. Но
ведь можно взять с собой
электростанцию. Весит она почти
столько же, сколько запасная
батарейка напряжением 4,5 В, да и
места в рюкзаке займет ненамного
больше. Подскажем:
электрогенератор нашей
электростанции — практически
любой микроэлектродвигатель
постоянного тока с возбуждением от
постоянных магнитов, а источник
энергии — ветер.
Принцип ее
действия показан на рисунке 1.
Генератор тока с пропеллером
укреплен на шесте.
От генератора идут провода к
лампочке. Пропеллер автоматически
«следит» за ветром с помощью
флюгера — «хвоста». Задача в том,
как сделать электростанцию
максимально простой и легкой.
Нужно также, чтобы она легко
разбиралась на части, а основные
узлы можно было бы отремонтировать
или сделать заново из подручных
средств прямо в походе.
Начнем с
генератора.
Проще всего достать
микроэлектродвигатели
московского завода «Юный техник»
типа ДП-1 или МДП-1. Приобретая их в
магазине, постарайтесь выбрать те,
ротор которых легче вращается.
Самая миниатюрная электростанция
получится, если использовать
микроэлектродвигатели типа КМ УШ-а-38,
которые выпускаются в Германии и
продаются у нас в качестве
запчастей к моделям железных дорог.
А если у вас есть возможность
применить микроэлектродвигатели
типа ПД-3 (любой серии),
электростанция получится наиболее
мощной. Правда, эти двигатели самые
тяжелые из всех названных.
Основные размеры всех
перечисленных двигателей
приведены на рисунке 2.
Для вращения
генератора нужен пропеллер.
Вариантов его конструкции
множество. Однако для походных
условий предпочтителен пропеллер,
который можно легко снимать с вала
генератора, или со складывающимися
лопастями.
Снимающийся пропеллер изображен
на рисунке 3.
Он
изготавливается из донышка
консервной банки. В центр
впаивается бобышка, выточенная на
токарном станке. В бобышке
сверлится отверстие и нарезается
резьба под винт МЗ. Угол наклона
лопастей — около 30°. Число
лопастей — от 8 до 12.
Наиболее простая
конструкция со складными
лопастями представлена на рисунке
4.
Лопасти изготовлены из проволоки,
например пружинной, марки ОВС,
диаметром 1—1,5 мм и обернуты
фольгой. Заостренные концы
проволоки воткнуты в заранее
проколотые в резиновой пробке-бобышке
отверстия. Угол наклона лопасти
такой же, как и в первой
конструкции. Центральное
отверстие в бобышке лучше всего
высверлить дрелью или на токарном
станке. На вал электродвигателя
следует припаять трубочку
подходящего диаметра длиной 20—25
мм. Отверстие в бобышке высверлите
сверлом диаметром на 0,5—1 мм,
меньшим наружного диаметра
трубочки. Таких лопастей нужно
сделать с запасом, штук пять, что
позволит менять характеристику
пропеллера в зависимости от силы
ветра. Если вы забудете лопасти
дома, не отчаивайтесь. Их можно
выстругать из подходящего куска
дерева (рис. 4а) или даже
использовать вместо них перья
крупных птиц.
Ветер, как
правило, капризен и частенько
меняет направление. Поэтому
дополните комплект деталей еще
одной — флюгером.
Его конструкции изображены на
рисунках 1 и 5.
В дощечке (рис. 5)
длиной 200—300 мм сделайте паз по
размерам электродвигателя.
Двигатель крепится в нем
проволокой, бечевкой или резинками
от аптечных склянок. Как можно
ближе к двигателю в центре дощечки
просверлите отверстие. Здесь на
штыре из проволоки с заостренным
концом флюгер будет укреплен на
шесте.
Для улучшения его вращения
вставьте в отверстие трубочку
длиной 30—50 мм. На конец дощечки
вбейте гвоздь. К нему прикрепите «хвост»:
носовой платок, длинную ленточку
или мочало, как у воздушного змея.
Электростанция
готова.
При необходимости электростанцию
можно заставить работать и на ходу.
Правда, в таком случае лучше
пользоваться лампочкой на 1,5 В. Она
будет гореть достаточно ярко даже
в безветренную погоду, если идти
быстрым шагом.
Найдется карманной электростанции
дело и дома.
Заменив лампочку амперметром
постоянного тока на 1—1,5 А или
вольтметром на 3—5 В, вы получите
устройство для измерения скорости
ветра. Правда, для этого вам
придется отградуировать шкалу
показаний.
Автор: К.
Чириков, инженер
Рисунки: В. Скумпэ
По материалам журнала Юный
техник
|