«Краска — дело мамино», — утверждал
В. В. Маяковский. Но только ли! Заглянув в художественную
литературу, вы можете узнать, что кроме алхимиков и химиков,
проблемы крашения занимали, к примеру, Наполеона Бонапарта,
Александра Меньшикова, Максима Горького... Так что крашение —
занятие давнее и уважаемое. В этом выпуске «Ателье» мы решили
поговорить об окраске текстильных изделий, памятуя, что цвет в моде
— далеко не последнее дело.
Но прежде чем вы повяжете
клеенчатый фартук и наденете резиновые перчатки, принимаясь за
окраску, дочитайте до конца эти заметки. «Выкрасить да выбросить», —
так говорят в народе о результатах деятельности торопыг. А знаете
почему! Всегда есть риск, что изделие окрасится плохо, неравномерно:
выкрасишь и выбросишь. Если вы не стремитесь к этому специально
(как, например, при изготовлении известных «варенок», то лучше
строго придерживаться технологии, с которой вас познакомим.
За окраску стоит приниматься, когда
на вещи появились выгоревшие места и вы хотите восстановить
первоначальный цвет. Или когда вам не нравится (или разонравился),
скажем, цвет купленной рубашки...
Как правило, любой текстиль можно перекрасить лишь в более темный
цвет. В продаже, правда, бывают химические отбеливатели, но они
рассчитаны на обработку вещей белого цвета, чтобы восстановить их
прежнюю белизну. Да и то при обработке нужно строго следовать
инструкции, соблюдать осторожность — иначе хлор, содержащийся в
большинстве отбеливателей, может проесть ткань насквозь...
Приступая к окраске, надо выяснить,
из какой ткани сделана вещь. Посмотрите на этикетку. Если там
написано «100% хлопка» — все ясно. Хотя на импортных изделиях
надписи, конечно, иностранные. Но и их можно запомнить. Если
написано «woll» или «wolle»
— это означает «шерсть» соответственно по-английски и по-немецки.
«Хлопок» обозначается словом «cotton»
(по-английски) или «baumwolle»
(по-немецки), а натуральный шелк соответственно «silk»
и «siede».
Чуть сложнее с синтетическими
тканями. Вискозные, медноаммиачные и ацетатные волокна по-английски
обозначаются «royon», а по-немецки — «zellwolle».
На полиэфирных изделиях обычно пишут «polyester»,
а на полиамидных — «polyamide». Однако
многие изготовители вводят и свои, фирменные названия. Те же
полиамидные волокна в США часто называются «найлон» или «нейлон», в
ФРГ — «перлон», «дедерон», в Чехии и Словакии — «силон», а в Польше
— «стилон»... И так со многими другими волокнами, а их в современной
химии — несколько десятков. Как тут быть?.. Попробуйте вытащить из
изделия в незаметном месте ниточку и проведите экспресс-анализ на
огне, ориентируясь на таблицу.
Выяснив вид ткани, из которого
сшито изделие, легче подобрать подходящий краситель. Химики
различают: прямые красители (для хлопчатобумажных тканей), кислотные
(для шерсти), дисперсные (для капрона, анида и нейлона), активные
(для хлопчатобумажных, льняных и вискозных тканей) и т. д. Обычно
все это обозначено на этикетке, где приводится и основные правила
пользования.
Обратите внимание, в какой именно упаковке продастся данный
краситель. Удобнее всего, пожалуй, пользоваться жидкими красителями
во флаконах. Следом по удобству пользования идут пастообразные
красители (в тюбиках) и твердые — в порошках и таблетках.
Все старания могут пойти насмарку,
если на окрашиваемое изделие попадет хотя бы крупинка
нерастворившегося красителя. Она образует интенсивное пятно —
попробуй потом избавься (остается разве что перекрасить изделие в
еще более темный цвет). Чтобы этого избежать, краситель любого вида
переводят в раствор. Производить такую операцию надо аккуратно.
Порошок или таблетку растворяют в горячей воде, используя отдельную
посуду, скажем большую стеклянную банку. Убедившись, что краситель
полностью растворился, профильтруйте его сквозь марлю. Затем раствор
переливают в чистую, без накипи, просторную эмалированную посуду —
большую кастрюлю, ведро, бак-выварку (емкость не менее 10—12 л на
каждые 800 г сухого веса окрашиваемого изделия).
Красить надо в мягкой воде, лучше
всего в дождевой. Водопроводную или колодезную воду можно смягчить,
добавив соду из расчета 10—30 г на 25—30 л воды. Когда выпадет
осадок, профильтруйте воду и лишь после этого заливайте ее в бак для
крашения.
Сколько нужно красителя? На пакетике, как правило, есть
рекомендации. Для уточнения расчетов проведите эксперимент. Возьмите
небольшой лоскуток выбранного материала и окрасьте его в нужном
режиме. Закончив крашение, кусочек ткани полощут в холодной, затем в
горячей воде, отжимают и сушат для скорости утюгом. Ведь оценить
интенсивность тона можно только на сухой ткани. Одновременно вы
убедитесь и в правильном выборе краски. Ведь при крашении следует
учитывать, что краска из раствора накладывается на цвета самого
изделия, а итог — нечто новое. (Таблица смешения цветов приводится
на упаковке отечественных красителей.)
Прежде чем опустить изделие в
красящий раствор, его надо подготовить. Прежде всего спорите с вещей
металлическую или пластмассовую фурнитуру. (В красильных растворах
металл зачастую ржавеет, а пластмасса нередко деформируется.)
Подпорите подкладку для лучшей циркуляции раствора. Если после
окраски вы собираетесь перешивать вещь, можно ее и вовсе распороть.
Затем изделие, даже если оно новое, надо выстирать. Дело в том, что
в процессе изготовления некоторые участки, скажем рубашки, могли
подвергнуться аппретированию, антистатической обработке и т. д. Это
может помешать равномерной окраске. Помеха крашению и всевозможные
пятна — очистите или отстирайте их.
Выстиранная и прополосканная вещь
погружается в красящий раствор при помощи деревянных щипцов или
палки. Не забудьте постоянно помешивать раствор — краска ляжет
равномернее.
Бак ставят на плиту и начинают нагревать. При этом следует иметь в
виду следующие рекомендации:
1. Раствора должно быть в 10—20 раз
больше, чем ткани. Когда хотят получить более равномерную окраску,
уменьшают скорость крашения, разбавляя раствор нужным количеством
воды.
2. Существенное влияние на скорость окраски оказывает температура
раствора — чем она выше, тем быстрее красится шерсть и, напротив,
медленнее хлопчатобумажные и вискозные ткани. Скорость крашения
можно также увеличить добавками — поваренной солью при крашении
хлопка и уксусом при крашении шерсти. Добавки подмешивают в конце
крашения, когда краски в растворе уже мало.
3. На интенсивность окраски влияет и продолжительность процесса.
Обычно изделие нагревают до кипения и для получения светлого тона
выдерживают 10—15 минут, среднего — 20—30 минут и темного — 30—50
минут.
После того как бак с окрашиваемым изделием снят с плиты, раствору
дают остыть, продолжая помешивать его. Минут через сорок изделие
извлекают из раствора и тщательно полоскают сначала в холодной, а
потом в горячей воде. Ткань надо промывать теплой водой до тех пор,
пока вода не станет бесцветной. В заключение изделие еще раз
прополаскивают в холодной воде.
Сушка. Тут вроде все ясно. Но все же маленький совет: избегайте
сушить на солнце или вблизи печки. Рубашки и блузки лучше всего
сушить в тени, повесив на плечики.
ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ СИНТЕТИКИ
красятся значительно хуже, чем из натуральных волокон. Поэтому их
лучше не красить, а подкрашивать. Идеальные средства для этого —
«Фантазия» и «Веселка». Они содержат красители для хлопка и капрона,
позволяют одновременно и стирать, и подкрашивать изделия.
ИНТЕРЕСНЫЙ ЭФФЕКТ можно
получить при окрашивании изделий из смешанных волокон, например:
лавсан+хлопок, лавсан+шерсть, лавсан+лен. Дело в том, что лавсан
практически не окрашивается красителями для натуральных волокон. Так
что, использовав краситель для шерсти или хлопка, вы можете получить
неожиданную текстуру. Какую именно, вы будете знать, проведя
предварительный эксперимент.
ДЛЯ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССА
ПОЛОСКАНИЯ окрашенного изделия его можно постирать. Под
действием стирального порошка излишний краситель сходит быстрее.
Кроме того, стирка дополнительно выравнивает окраску.
ЕСЛИ ИЗДЕЛИЕ ИЗ ШЕРСТИ
ОКРАСИЛОСЬ НЕРАВНОМЕРНО, попробуйте выйти из неприятного
положения, использовав раствор нашатырного спирта в воде (50 г
спирта на 5 л воды). Раствор нагревают до 40—50С и помещают в него
изделие на 30—40 минут. После этого вещь стирают, полоскают и сушат
обычным образом.
...Как видите, окраска — не такое
уж сложное занятие. Теперь вы можете со знанием дела приступать к
практике. И пусть ваши опыты будут удачнее, чем у маленького Апеши
Пешкова. Вы ведь не собираетесь перекрашивать праздничную скатерть,
как это описано в повести М. Горького «Детство»!..
P.S.
Имейте в виду, что синтетические ткани кипятить нельзя! При
высокой температуре синтетика плавится!
Автор: С. Николаев
По
материалам журнала Юный
техник
|