К оглавлению
Инструменты и
материалы
(Ручное вышивание не требует сложных инструментов и приспособлений. Вышивальщице необходимо иметь набор игл и наперсток, набор ножниц, пяльцы, шило, колышек, при желании — нитковдеватель и специальное приспособление для копирования, а также сантиметровую ленту и линейку, угольник, плотную бумагу или картон в случае использования трафаретов, кальку, миллиметровую и копировальную бумагу, альбом для узоров, цветные карандаши и фломастеры, тушь и пудру для копирования узоров.
Выбор иглы зависит от толщины ткани и рабочей нити, от характера и техники выполнения работы. Игла должна быть немного толще рабочей нити, чтобы отверстие прокола свободно пропускало нить. Иглы бывают разной длины и толщины и маркируются номерами от 0 до 12. Швейные и штопальные №
0—1 используются для вышивания бисером, стеклярусом и блестками, № 2—3 для работ на тонких шелковых и хлопчатобумажных тканях, № 3—5 — на льняных тканях, толстые № 6—12 с большим овальным ушком — для вышивки на плотных тканях ирисом, мулине в пасму (в 6 нитей), шерстяной и синтетической пряжей, для ковровых работ и аппликации. Вдевание нити в иглу может облегчить специальное приспособление — нитковдеватель.
Металлический наперсток, надетый на средний палец правой руки, помогает проталкиванию иглы сквозь ткань и предохраняет палец от накалывания. Он должен плотно сидеть на пальце и постепенно станет для вас привычным, не замедляющим, а ускоряющим работу инструментом.
Ножницы должны иметь острые лезвия и плотно сомкнутые концы. Большие ножницы используют для раскроя ткани, средние — для обработки кромок, а зигзаг — для их оформления, маленькие с загнутыми краями типа маникюрных — для подрезания нитей и ткани в строчевых (мережка, толедская техника) и сквозных (прорезная гладь, ришелье) работах.
Шилом прокалывают толстые плотные ткани, колышком — прочной деревянной, костяной или металлической палочкой—пользуются для удаления наметки, выправления углов, раздвигания нитей ткани.
Большинство изделий выполняют на пяльцах, которые не только облегчают работу, но и значительно улучшают ее качество, предотвращая провисание нитей и стягивание ткани. Пяльцы бывают квадратные и круглые, первые обычно употребляются для крупных работ, вторые — для мелких. Квадратные разборные пяльцы имеют вид подрамника, круглые — двух обручей, входящих один в другой. Внутреннее кольцо должно плотно входить во внешнее. Если внешнее кольцо имеет винт, в пяльцы можно заправить ткань любой толщины, но в ходе работы вы вынуждены будете постоянно следить за ее натяжением. Пяльцы без винта держат ткань надежнее, а при наличии слишком большого зазора вы можете проложить полоску марли или полотна, которая к тому же защитит край работы от загрязнения. Подготовленную ткань положите на внутреннее кольцо лицевой стороной вверх и, аккуратно натягивая ткань равномерно во всех направлениях, начиная от долевого и поперечного, наденьте сверху внешнее кольцо и еще раз слегка подтяните ткань за пределами пяльцев. Если узор имеет большую площадь, перезаправляйте пяльцы по ходу работы, разбирая их и передвигая ткань. Круглые пяльцы с винтом можно прикрепить к кромке стола и работать двумя руками одновременно: правая рука поверх пялец направляет нить с лицевой стороны ткани на изнаночную, левая под ними — возвращает нить на лицевую сторону. Некоторые виды вышивки — украшающие швы, мережки, ришелье — выполнять на руках быстрее и удобнее, при этом левая рука держит работу, а большой и указательный пальцы правой руки — иглу; остальными пальцами правой руки можно регулировать подачу и положение рабочей нити.
Для вышивания используют натуральные (льняные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные), искусственные и синтетические нити, как крученые, так и мягкие, а также шнур, тесьму, сутаж. Наиболее популярными являются мулине и ирис, прочные, с мягким блеском и стойкой окраской, не разрушающейся даже при кипячении с отбеливателями. Вышивка прекрасно выглядит на любой ткани, поэтому ограничения уместны только для работ под счет, которые удобно выполнять на тканях полотняного переплетения, то есть с чередованием 1 нити основы и 1 нити утка. Толщина ткани определяет выбор рабочих нитей: для тонких тканей используются шелк и мулине в 1 нить, для шерсти — шелк и мулине в несколько нитей, для плотных тканей — ирис, мулине в пасму, шерстяная и синтетическая пряжа. Дополнениями и украшениями работы могут служить бисер, стеклярус, блестки, бусинки, различные природные материалы — янтарь и другие поделочные и полудрагоценные камни, ракушки с отверстиями, зеркальные пластинки, металлические нити. В качестве вспомогательной, ткани при вышивке под счет используется специально прореженная ткань — канва.
Основные
украшающие швы
К украшающим швам относятся шов вперед иголку, за иголку, строчка, стебельчатый, тамбурный, елочка, козлик, рококо, петельный, а также различные варианты этих швов. Основным элементом любого шва является стежок. Длиной стежков, рассчитанной по количеству охватываемых им нитей ткани, определяется размер шва, порядком их расположения и группирования, способом прокалывания ткани и расположением нити на ней — его вид. Для выполнения украшающих швов рекомендуется вышивальную нить брать немного толще нитей ткани, чтобы узор получался одновременно густым и достаточно плоским. Рабочую нить вытягивайте свободно, без напряжения, создавая для стежков такое же натяжение, как в нитях ткани. Стежки не должны быть слишком длинными и слабыми, но нельзя и чересчур стягивать ими ткань.
Урок
№ 02 - шов вперед иголку, шов за иголку,
шов строчка, простой пекинский шов,
сложный пекинский шов, плетеный шов,
кайма
Автор: Т.А.
Терешкович
Источник: "Уроки вышивания",
Минск, 2000
|