К оглавлению
Ришелье, или сквозное шитье, — это одна из самых изящных техник и вместе с тем очень простая и не требующая пяльцев. Если в прорезной глади прорези в ткани являются деталями узора, то в ри-шелье они, наоборот, заполняют фон рисунка. Контурные линии деталей обшивают петельным швом с настилом, а ткань между ними вырезают. Для предохранения от вытягивания, высыпания и других повреждений эти линии соединяют между собой еще до удаления ткани специальными соединительными элементами — бридами, паучками, сетками. Детали узора при этом должны быть так расположены, чтобы они соприкасались какими-то частями контура или чтобы между ними можно было проложить соединения. Если вышивка ришелье заполняет не все изделие, она может быть отделена от основного массива ткани прозрачной прорезной сеткой.
Технику ришелье используют для украшения столового и постельного белья, а также одежды и дополнений к ней, для соединения деталей изделий; для нее подходят любые ткани и нитки, причем вышивка может выполняться как нитками того же цвета, что и ткань, так и в тон ей или контрастными (рис. 16.1 и 16.2). Для узоров, как правило, используют рисунок свободного контура с геометрическими и растительными мотивами.
Перед началом работы перенесите узор на ткань, затем прометайте все контуры несколькими рядами коротких стежков вперед иголку (рис. 16.3). Чем больше рядов настила вы сделаете, тем рельефнее и прочнее будет вышивка. При этом старайтесь обходиться без узелков и закрепляйте нить, проводя ее вдоль контура. Соединительные элементы — бриды выполняйте одновременно с настилом.
Иголку выведите на лицевую сторону ткани в том месте, где намечено соединение, протяните рабочую нить в соответствии с узором До нужной точки соседнего контура и закрепите ее стежком на изнанке; нить должна быть натянута достаточно туго, но в то же время не стягивая работу. На обратном ходу протяжку из нити обметайте, не захватывая иголкой ткань под ней, петельным (рис. 16.4) или штопальным (рис. 16.5) швом.
При этом не забывайте, что для
выполнения петельного шва достаточно одной нити, а для штопального необходима двойная нить. Закончив бриду, закрепите нить с изнанки и продолжайте настил до следующей бриды. Если по узору бриды соединяются или перекрещиваются, вышивайте их по частям (рис. 16.6): протянув рабочую нить от точки а до точки б на противоположной стороне контура, обметайте ее только до середины; сделайте петлю и протяните нить к точке в, затем обметайте ее, снова вернувшись к середине; аналогично сделайте половину бриды, направленной в точку г и после нее закончите 2-ю половину 1-й бриды, вернувшись в точку а. Место перекрещивания брид можно
дополнительно украсить паучком: оставив незаконченной только последний отрезок бриды от середины к точке а, проштопайте все бри-ды, двигаясь по спирали и проводя иголку то под бридой, то над ней, затем закончите последнюю бриду. Ширина паучка — по желанию. Нити штопки укладывайте вплотную, количество брид должно быть при этом нечетным, чтобы в каждом новом кругу брида была то сверху, то снизу. Закончив настил и все соединительные элементы, обшейте контуры плотным петельным швом слева направо так, чтобы петли были обращены к той стороне узора, которая будет вырезаться. Более сложным видом паучка является улитка, в которой штопка идет, расширяясь от центра к краям по спирали.
Детали узора дополните вышивкой: жилки лепестков и листиков — стебельчатым швом и штриховой гладью, сердцевины цветков — прорезной сеткой, узелками и узелковыми швами.
Разновидностью ришелье является венецианская гладь, или гипюр, — выпуклая прорезная вышивка, в которой все пространство ткани, не занятой ажуром, заполняют разнообразными швами и пико, а настил выполняют, дополнительно прокладывая рабочую нить, сложенную в 6—8 раз (рис. 16.7). Пико выполняют в виде петельки, для которой обметывают нить, как для бриды, но натягивают ее не к соседнему мотиву, а отступив 3—4 стежка вдоль рабочего контура.
На рис. 16.8—16.14 приведены узоры для вышивки ришелье.
Урок № 17 - строчевое шитье, мережки, стяги, панки, строчевое шитье с настилом, заполнение углов, подготовка сетки для сложных строчевых работ, закрепление и заполнение сетки, виды сложных строчевых работ
Автор: Т.А.
Терешкович
Источник: "Уроки вышивания",
Минск, 2000
|