Зимний спортивный снаряд, позволяющий даже новичку после небольшой тренировки стать заправским слаломистом, придумал американец Карл Хаген. Назовем снаряд «Ола» («Одна Лыжа») и посмотрим, как его изготовить.
Самая главная часть — это изогнутая с обоих концов доска. Ее длина в зависимости от роста спортсмена может меняться от 1100 (рост 120 см) до 1500 мм (рост 180 см). Ширина доски 120—150 мм. Толщина от 10 до 15 мм. Передний конец имеет длину 320—350 мм и загнут на 30—35°. Длина заднего конца —
250-280 мм, угол загиба 20—30°.
Сложнее всего загнуть концы доски. Для этого можно использовать несколько методов. Но в любом случае
предварительно нужно сделать прочную форму, профиль которой
повторяет очертания будущей лыжи.
Для первого метода нужно загодя подобрать березовую доску и обстругать ее с обеих сторон. Затем положить доску на сутки в воду, а когда она намокнет, с помощью струбцин зажать в подготовленной форме
и выдержать до полного высыхания (несколько недель). Высохла ли заготовка — можно проверить с помощью шила.
Другой метод заключается в выклеивании доски из нескольких слоев фанеры толщиной 1—3 мм. Фанера должна быть березовой. Клей — казеиновый (обязательно свежий), столярный или синтетический. Эпоксидные смолы можно применять только в смеси с максимальным (по рецептуре для данной марки смолы) количеством пластификатора. Вырезав из фанеры заготовки и промазав весь пакет тонким слоем клея, нужно зажать его струбцинами в форме и дать высохнуть.
Чтобы получить необходимую толщину лыжи, можно в качестве наполнителя применить тонкие деревянные рейки, уложив их в форму плотно друг к другу. Когда заготовка высохнет, необходимо обработать ее края.
К переднему концу лыжи крепится неподвижный полоз. Его выпиливают напильником из железного квадратного прутка сечением 10X10 мм. Сверху к
прутку приваривают три винта с резьбой
М6 длиной 18 мм. С помощью этих винтов полоз прикрепляют к лыже. Чтобы не пораниться о выступающие части винтов, нужно выточить гайки в форме усеченного конуса, как показано на рисунке.
На заднем конце лыжи устанавливают подвижной полоз. Он делается точно так же, как передний. Но у него только первый, считая от носка лыжи, винт укрепляется в круглом отверстии. Два других могут перемещаться вправо-влево в прорезях. Чтобы первое отверстие, являющееся осью качаний подвижного полоза, быстро не разбилось, в него следует вставить металлическую втулку. Гайки заднего полоза должны допускать его перемещение, то есть быть незатянутыми. Самоотвинчивание гаек можно предотвратить, накернив их резьбу, после того как они установлены на место. Под гайки
подвижного полоза не забудьте подложить широкие шайбы. Прорези должны допускать поворот подвижного полоза на 4—6° в обе стороны от оси. Между полозом и загнутым концом лыжи необходимо выдержать зазор побольше (см. рис.).
Когда все прорези и отверстия готовы, лыжу окрасьте несколькими слоями нитрокраски, а сверху покройте нитролаком. Примерно в середине плоской части и на заднем конце прибейте площадки из рифленой резины.
Спускаться по прямой вы научитесь очень скоро (если до этого неплохо умели кататься с гор на обычных лыжах). Техника поворота будет заключаться в перенесении веса тела и наклоне лыжи внутрь поворота. Начав с плавных поворотов и почувствовав уверенность, вы сами перейдете к крутым. Подвижной полоз в этом вам поможет. Когда вы будете кататься вполне уверенно, можно расширить прорези так, чтобы подвижной полоз поворачивался на 8—10°.
Автор: К.
Кириллов, инженер
По материалам
журнала Юный
техник
|