К оглавлению
Вышивание — один из древнейших видов искусства украшения одежды. Возникновение его связано с появлением стежков на одеждах из шкур животных, которые сшивали цветными волокнами или полосками кожи, образовывавшими элементарный орнамент. Кроме них на поверхность кожи наносили всевозможные магические знаки и линии. Древнейшая костяная игла найдена в пещерах Перигора, относящихся к периоду древнего палеолита, а специальная вышивальная игла, обнаруженная при раскопках Микен, насчитывает свыше 4 тысяч лет. С появлением ткачества вышивание стали использовать как дополнительный декор, нанесенный поверх ткани и отличающийся от других видов украшения текстиля богатством приемов и широким ассортиментом используемых материалов (лен, шерсть, хлопок, шелк, бисер, бусы, жемчуг, металл и т. д.). В античные времена техника этого вида декоративно-прикладного искусства ограничивалась крестом, стебельчатым швом и гладью. Крест был популярен в Египте, стебельчатый шов — во Фригии, гладь — в Вавилонии. В Греции были распространены все эти техники, использовавшиеся для выполнения орнаментов и сюжетных композиций. Орнамент вышивали золотом, но не в виде проволоки, как в средние века, а широко известной на Востоке полоской их кишок овцы или антилопы, покрытой сусальным золотом и скрученной на веретене в пряжу. Такая золотая нить имела своеобразный теплый тон, была легче и пластичнее проволоки. Тематика и назначение средневековой вышивки были сугубо религиозными. Долгое время она сохранялась в литургической одежде священников, поскольку должна была помочь неграмотным верующим понять сюжеты Священного Писания, в выполнении которых вышивальщицы стремились достичь эффекта станковой живописи. Традиции византийских религиозных вышивок, положившие начало средневековым европейским, сохранились до нашего времени в русских церковных облачениях. В XVI веке вышивка прочно вошла в светский костюм: на парадных туалетах представителей высшей знати изображали светские мотивы, гербы и эмблемы. В Испании и Италии нашел применение золотошитый мавританский орнамент мореск, украшавший однотонную мужскую верхнюю одежду, затем эта мода распространилась и на другие европейские страны, и вскоре вышивка, в том числе жемчугом и драгоценными камнями, стала настолько популярной, что заполнила собой практически весь костюм, даже сшитый из декоративной парчи.
А Вышивка XVII века, выполненная на однотонном бархате, барочно рельефна, пышна и многокрасочна. Новая техника этого века — ришелье — позволила дополнить костюм изящным бельем. В стиле рококо преобладал легкий растительный орнамент, с приходом классицизма вернулась мода на сюжетные композиции на темы исторические, из театральных сцен и даже на злобу дня. Стилю бидермейер (2-я четверть XIX века) мы обязаны изобретением бродери, имитирующей дорогие кружева, и многоцветной глади, которой украшали белье, воротники и манжеты, подолы верхней одежды и т. д. В конце века с приходом стиля модерн вновь возрос интерес к изящной белой вышивке, заполнившей всю женскую одежду растительными орнаментами. Особенно популярной была аппликация по крепдешину прозрачным батистом и инкрустациями. Дорогая цветная вышивка с аппликациями и инкрустациями из кожи, замши и драгоценных камней в стиле ар деко оставалась в моде до конца, 20-х годов XX века. Мода на гладь и ришелье возвращалась в женскую моду в 50-е годы, на растительный орнамент — в 60-е годы в оформлении джинсовой одежды в стиле детей-цветов. Конец XX века вместе с возрождением интереса к трудоемким ручным рукоделиям принес с собой моду на эксклюзивную дорогую и качественную ручную вышивку в женской одежде от кутюр и в оформлении аксессуаров и предметов интерьера.
Не менее широко вышивка использовалась в народном искусстве. Ею украшали мужскую и женскую одежду, столовое и постельное белье, предметы интерьера, используя цветные шелковые, льняные, шерстяные, хлопчатобумажные и металлические нити, бисер, стеклярус и блестки. Народная вышивка неподвластна изменениям моды. Ее приемы и узоры передаются из поколения в поколение практически без изменений. Первоначально возникшие из сложной символики, несущей магическую и обрядовую нагрузку и выполняющей функции сословной и этнической принадлежности, отработанные столетиями, они представляют собой совершенные образцы цветового и композиционного решения.
Все виды вышивки классифицируют по используемым материалам (нитки, тесьма, бисер и стеклярус, блестки, металлические нити), видам швов (украшающие, гладьевые, крест и его варианты, гобеленовые) и техник (счетная и ажурная вышивка, гладь, строчевое и накладное шитье), по характеру узора (орнаментальная и сюжетная, выполненная под счет и со свободным контуром), цвету (белая и многоцветная), сложности выполнения (простая и художественная гладь). Белая вышивка и строчевое шитье — наиболее древние и считаются предшественниками не только всех других техник вышивания, но и кружев. Качество вышивки зависит от структуры поверхности, свойств материалов, частоты переплетения, игры красок, мастерства вышивальщицы.
В учебнике рассмотрены основные виды и техники ручного вышивания: простые и усложненные варианты выполнения разных видов швов, их применение и сочетание в изделиях; характеристики, основы работы и использование таких техник, как вышивание крестом, гладью, ришелье, ковровое и строчевое шитье и т. д. Начинающие вышивальщицы получат возможность освоить этот вид декоративно-прикладного искусства, а уже умеющие вышивать — усовершенствовать свои навыки. В каждом уроке, рассматривающем одну из техник или групп швов, приведено большое количество узоров для вышивания, а последний раздел знакомит с правилами выполнения и оформления изделий, самостоятельного составления рисунков и орнаментов, копирования узоров, их цветового решения и использования одного и того же рисунка в разных техниках. На схемах многоцветных узоров цвета обозначены буквами.
Урок
№ 01 - инструменты и материалы,
основные
украшающие швы
Автор: Т.А.
Терешкович
Источник: "Уроки вышивания",
Минск, 2000
|