К оглавлению
Прорезная гладь, или английское шитье. Основными украшающими элементами являются небольшие мотивы разной формы, которые обшивают по краю гладьевым валиком, а затем ткань внутри них вырезают или прокалывают. В качестве фона рекомендуется использовать только тонкие ткани типа батиста, маркизета, крепдешина, так как на плотных она будет выглядеть неаккуратно. Прорезную гладь, как правило, сочетают со штриховой и украшающими швами или с гладью с настилом и используют для отделки столового и постельного белья, а также женского белья и легкого платья.
Нанесите контуры всех деталей на ткань, обшейте их мелкими стежками вперед иголку, вырежьте отверстия, оставив припуски на швы, которые подогните наизнанку. Приметайте припуски и обшейте контуры петельным швом или шнурочком с прокладкой вспомогательной нити (рис.15.1). Край изделия обработайте по такому же
принципу фестонным швом с настилом(рис. 15.2). Фестонам можно придать разную форму в зависимости от уровня освоения навыков работы.
Прорезная гладь — очень сложная техника, требующая аккуратности и терпения. Стежки обметки должны быть ровными, одинаковой длины и ложиться плотно; в этом случае вышивка получится прочнее. Мотивы вырезайте и вышивайте сначала по одной стороне, затем по другой, частями, не откладывая надолго незаконченную работу, иначе нити по контуру начнут высыпаться. Нить в начале и в конце работы закрепляйте несколькими маленькими стежками. Чтобы швы получались выпуклыми, для настила и прометки контуров используйте прочные крученые нити, более толстые, чем для основного узора. Все остальные детали узора выполняйте любым видом глади.
Белая, или бельевая, гладь — это одноцветная вышивка на очень тонких тканях (батисте, маркизете, разных видах крепа), состоящая в основном из мелких деталей, и на плотных тканях, например полотне, — из крупных деталей. Название этой техники определяет не столько цвегниток и ткани, сколько ее основные приемы. Основной узор — растительный орнамент — выполняют мягким шелком или мулине в цвет ткани, при этом на белых тканях вышивают только белыми или бледными кремовыми нитками, а для цветного фона допускается сочетание 2—3 близких тонов одного цвета, что делает вышивку более интересной. Как правило, используют нить в цвет ткани и на один тон светлее и темнее. Элементы узора — цветы, ягоды и листья, а также композиции из них в виде букетов и гирлянд — выполняют сочетанием разнонаправленных стежков украшающих швов, гладьевой техники, строчевого шитья, ришелье. В зависимости от направления стежков белую гладь разделяют на прямую и косую. В 1-м случае стежки украшающих и гладьевых швов ложатся вдоль или поперек деталей узора, во 2-м — с небольшим наклоном. Белую гладь применяют для отделки легкого женского платья и белья, дополнений к одежде (воротники, манжеты, манишки), постельного и столового белья, а также для изготовления декоративных изделий.
Работу начните с обработки кромок крупных цветов и листьев гладьевым валиком с настилом, жилки вышейте двойной строчкой от центра к контуру и обратно, внутреннее пространство листьев — швами, заменяющими гладь, или штриховой гладью. Широкие листья можно разделить на две части по средней линии и заполнить их разными швами. Мелкие цветы и листья выполните гладью с настилом, при этом при наличии перегибов стежки с обеих сторон от них должны ложиться под разными углами. Затем сделайте сетки, решетки и прорезное шитье, в последнюю очередь — строчевое шитье.
На рис. 15.3—15.9 приведены узоры для прорезной глади, на рис. 15.10 и 15.11—для белой глади, на рис. 15.12 и 15.13 — образцы выполнения белой глади.
Урок № 16 - ришелье
Автор: Т.А.
Терешкович
Источник: "Уроки вышивания",
Минск, 2000
|